Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

2 - 9 декабря 2020, №49 (1417)
2 - 9 декабря 2020, №49 (1417)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Эксперт: Дегтярёв демонстрирует эффективную работу власти

Комментировать

30 миллиардов - на воздух

30 миллиардов - на воздух
Фото: С прошлого года в Хабаровске работает новый, современный авиатерминал, а вот некоторые проблемы – здесь старые. Фото Александра Янышева
Авиакомпанию для развития местных перевозок на Дальнем Востоке планируется создать в 2022 году, анонсировали в Минпромторге. Создание регионального перевозчика ведомство планирует вместе с Минтрансом и министерством по развитию Дальнего Востока. Новая авиакомпания должна будет использовать на дальневосточных маршрутах легкий магистральный турбовинтовый самолет «Байкал», пришедший на смену устаревшего «кукурузника» Ан-2.
Вопрос о решении одной из острейших проблем макрорегиона – доступном внутреннем авиасообщении – стоит перед федеральными властями не один год. В советское время, как ни крути, для тех же «кукурузников» взлетно-посадочная полоса имелась - и в небольших городках, и в глухих деревнях, а рабочие поселки имели собственные аэродромы. Теперь же региональная авиация в штопоре.
Регулярные рейсы прекратились, «взлетки» поросли травой, аэродромы обветшали. Хотя, напомним, в 1991 годе на Дальнем Востоке России было аж 470 аэропортов.
С Камчатки в Хабаровск
Что касается идеи по созданию единой дальневосточной авиакомпании – едва ли эту инициативу можно назвать новой. С 1953-го по 2009 год существовала компания «Дальавиа» - одно из крупнейших авиапредприятий страны. Она базировалась, как мы помним, в Хабаровске. При этом закрытие «Дальавиа» в свое время не сильно повляло на ситуацию, считает руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
- Компанию, к сожалению, обанкротили. Но существенно это на геополитику не повлияло. В какой-то момент сетку заменил «Аэрофлот», а рейсы крупнейших авиакомпаний субсидируются государством, поэтому до Камчатки в несезон все-таки можно долететь из Москвы за, условно говоря, 25 тысяч рублей, а не за 150… Но основная проблема в другом – в перелете между дальневосточными субъектами. Абсурд
в том, что порой приходится летать через Москву, чтобы попасть из той же Камчатки в Хабаровск!
- Ситуацию можно исправить, если наладить пассажиропоток. Но еще одна региональная особенность – в некоторых субъектах ДФО совсем мало жителей, например, на Чукотке. Потому надо усиливать рейсы, чтобы они не были убыточными, - предлагает политолог.
Объединить или потратить
О создании дальневосточной авиакомпании «нового образца» в федеральном правительстве говорят как о панацее. Напомним, что внести предложения о создании авиакомпании для перевозок в ДФО поручил президент России Владимир Путин по итогам совещания с правительством 11 декабря 2019 года. Однако не все главы дальневосточных регионов горячо поддерживают появление нового перевозчика. Например, глава Якутии Айсен Николаев создание дальневосточной авиакомпании критиковал.
- Понять Айсена Николаева можно. В Якутии есть своя авиакомпания – «Якутия». Она одна из самых окупаемых. Николаев, в свою очередь, выступал с несколько другим предложением: создать, скорее, некий альянс – на базе той же дальневосточной авиакомпании, чтобы было удобнее решать какие-то общие вопросы: совместно закупать топливо, заполнять убыточные рейсы маленьких самолетов, - отмечает Илья Гращенков.
Руководитель Центра развития региональной политики также обращает внимание на то, что все прецеденты создания подобных авиаперевозчиков демонстрировали: эффективности в таких начинаниях не будет, пока не сформирована единая гуманитарная политика.
- Еще один важный вопрос – за чей счет будет работать все это? Если государство хочет просто влить в большие деньги в ДФО, чтобы обеспечить первичную капитализацию компании – обновить авиапарк, субсидировать закупку топлива – это прекрасно, и дальневосточники скажут за это «спасибо». Но если это попытка создать некую очередную госкорпорацию, которая будет требовать миллиарды субсидий и не выполнять поставленную перед ней задачу – объединить Дальний Восток единой авиасетью, обеспечить доступность перелетов – то это будет совсем не хорошо, - тревожится Илья Гращенков.
В мае стало известно, что на создание авиакомпании, специализирующейся на пассажирских и грузоперевозках на Дальний Восток и в труднодоступные районы на самолетах российского производства, планируется потратить 30 миллиардов рублей.
А на чём летать?
Один из опытнейших дальневосточных авиаторов, экс-глава Дальневосточной территориальной организации профсоюза авиационных работников Хасан Серожединов уверен: помочь решить Дальнего Востоку проблему внутреннего авиасообщения можно, прежде всего, определившись с оптимальным типом самолета.
- Один шанс – найти оптимальный вид самолета. Желательно, российского. Вот Л-410 продолжают летать у нас, например. Но и это тоже самолет не наш – его выпускали чехи, а двигатели там американские. Нужно найти вариант самолета и дотировать! Так поступает весь мир. Так же живет, например, Аляска. Хотя сейчас Владивосток летает на канадских самолетах «Бомбардье». Самолет вполне достаточен, он закрыл полностью все местные линии, садится на любую полосу. У нас в компании «Аврора» есть «Эйрбас» и три модели «Бомбардье».
В зависимости от количества пассажиров, запускают одну из трех модификаций. Это реальный вариант.
-В принципе, проблема Хабаровского края может быть закрыта, если поступить, как Владивосток. Но опять же – это не наш самолет. В настоящий момент мы можем надеяться на Ил-114, Ил-112 – если бы смогли их довести до ума, но, к сожалению, никакого реального движения в этом направлении пока нет, - указывает эксперт.
Тем временем, дальневосточные регионы договорились об организационно-правовой форме единой авиакомпании, утвердили дорожную карту и готовятся к подписанию основного соглашения.
На первом этапе авиакомпания должна будет существовать в форме союза региональных перевозчиков. Стратегическая цель новой компании состоит в обеспечении транспортной доступности субъектов ДФО. Проработанная маршрутная сеть включает свыше 500 социально значимых направлений для связи с более чем 400 населенными пунктами российского Дальнего Востока.
Ирина Лебухова
Внести предложения о создании авиакомпании для перевозок в ДФО поручил президент России Владимир Путин по итогам совещания с правительством 11 декабря 2019 года. Однако не все главы дальневосточных регионов горячо поддерживают появление нового перевозчика.
P.S. Отметим, что программа восстановления и развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке то и дело срывалась. Так, семь лет назад на ремонт и строительство аэропортов в ДФО выделено более 100 миллиардов рублей, но, как позже выясилось, 64 млрд из этой суммы были потрачены не по назначению. Плохо подготовленные проекты и отсутствие госэкспертизы привели к тому, что четыре десятка аэропортов не дождались финансирования и модернизации, а огромные средства в итоге перераспределили на иные цели…

Между тем
Антимонопольщики оштрафовали аэропорт
Несколько раз
Сразу несколько дел в отношении АО «Аэропорт Хабаровска» рассматривает сейчас Управление Федеральной антимонопольной службы по краю. Прежде ФАС уже наказывало местный аэровокзал за нарушения закона о конкуренции, но, оказывается, на его тарифы влияют и другие факторы.
«Несколько заявлений от авиакомпании «Аврора» постпило к нам на политику аэропорта в части тарифа на наземное обслуживание. В итоге перевозчик самостоятельно выполнял ряд операций и просил исключить расходы на эту услугу, но руководство аэропорта этого не сделало», - заявил на специальной пресс-конференции врио руководителя регионального УФАС Николай Костромеев (Елену Клостер в августе перевели в Москву, где она возглавила одно из управлений ФАС России – Прим. Авт.).
В Хабаровском УФАС в итоге доказали, что бездействие руководства аэропорта ущемляло интересы перевозчика, ограничивало конкуренцию, а главное - не давало возможности снизить цены на авиабилеты для пассажиров! При этом руководство ФАС сочло, что «хабаровское авиадело» - должно стать прецедентным и для всех других авиавокзалов страны.
Как сообщили в ФАС, из наложенных на АО «Хабаровский аэропорт» 11,2 млн рублей штрафов уже оплачено 8,16 млн, дело об оставшихся 3 млн еще продолжают рассматривать в арбитраже.
Также в стадии рассмотрения и резонансное дело о ценах на автопарковке возле здания авиатерминала. Напомним, многие хабаровские автомобилисты жаловались на необоснованно высокие, по их мнению, тарифы. Антимонопольщики в ответ на обращения граждан провели проверки. В АО указывали, что парковочные цены обоснованы – мол, «проведена модернизация оборудования», а также куплено новое, а главное - «улучшено качество обслуживания посетителей аэровокзала». Но в ФАС сочли, что монополист установил на услугу монопольно высокую цену. Однако в связи с тем, что хозяин у парковки сменился, теперь в ФАС собираются выяснять оношения с новым хозсубъектом – теперь это некое ООО «Паркинг-Сервис». Так что, похоже, автомобилистам пока радоваться рано, впрочем, как авиапассажирам…
Валерий Лапин

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -13, 6 м/c Ю-З

04.12
день
-5..-7
5 м/c  Ю-З
04.12
вечер
-8..-10
5 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
75.1996 -0.4155
EUR, ЦБ РФ
91.1946 -0.1106
JPY, ЦБ РФ
72.0890 -0.2181
CNY, ЦБ РФ
11.4651 -0.0479

© 2010 – 2020, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика