Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

21- 28 октября 2020, №43 (1411)
ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Эксперт: Дегтярёв демонстрирует эффективную работу власти

Комментировать

Мусорная реформа провалена?

Автор отчета, аудитор Счетной палаты Михаил Мень, письменно ответил на вопросы VTimes.

– Довольны ли вы ходом реформы?

– Есть удовлетворение от того, что реформа началась. В большинстве европейских стран аналогичные реформы реализовывались 20–30 лет. Но у нас столько времени нет.

На сегодня практически все коммунальные отходы в стране размещаются на полигонах или, что еще хуже, на свалках. Утилизируется лишь 7% – в десятки раз меньше, чем в странах, которые уже реализовали подобную реформу. А что такое плоскостное размещение отходов? Это загрязнение почвы, водоемов, воздуха, окружающей среды в целом. А от состояния экологии зависит здоровье и качество жизни не только нынешних, но и будущих поколений. Поэтому хотелось бы, чтобы работа на старте реформы была более интенсивной.

– Результат во многом зависит от конкретных компаний – мусорных операторов. Как вы оцениваете их состояние: кому удается заработать, а кто находится на грани банкротства?

– Да, верно, региональные операторы – это один из ключевых акторов реформы. При этом основной источник их финансового обеспечения – платежи населения. К сожалению, сегодня собираемость этих платежей оставляет желать лучшего. В 2019 году она составила 79%. А по промежуточным результатам 2020-го собираемость и того хуже – лишь 76%. Замечу, в ходе другой федеральной реформы, по капремонту многоквартирных жилых домов, собираемость в 2019-м составила 94%.

Такая ситуация создает риск прекращения оказания коммунальной услуги. Причина, прежде всего, в необоснованно установленных тарифах и нормативах накопления. Люди не понимают, почему тарифы в разных регионах страны отличаются более чем в пять раз. И это приводит к низкой собираемости. Как результат, по состоянию на 1 июля 2020 года мы отмечали риск прекращения оказания коммунальной услуги в отношении 22 операторов, обслуживающих 15,1 млн человек в 19 регионах России.

– Далеко не все операторы получили обещанную поддержку от федерального центра. При этом 9 млрд руб. перечислены регионам, но на этом уровне остановились. Если без этой поддержки операторы продолжают работать, то надо ли было ее выделять?

– По федеральному проекту «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» эти средства предназначались для поддержки предприятий, инвестирующих средства в инфраструктуру по переработке и утилизации отходов (через «Российского экологического оператора», 10 млрд руб.). Однако в период пандемии они перенаправлены на помощь региональным операторам. Считаю это стратегически неверным решением. Нельзя инвестсредства перебрасывать на решение текущих вопросов.

А вот насколько эта помощь повлияла на деятельность регоператоров, насколько эффективно использованы эти средства, мы посмотрим в 2021 году в ходе запланированного нами контрольного мероприятия.

– Один из важных шагов к увеличению доли переработки – раздельный сбор отходов. Но даже в Москве контейнеры для раздельного сбора есть не во всех дворах. А в некоторых регионах контейнеры есть, но за отходами приезжает один мусоровоз и смешивает их. В каких регионах раздельный сбор действительно работает?

– Да, проблема существует. Она комплексная: это, например, отсутствие инфраструктуры и потребности в отдельных фракциях. Не менее важен и уровень экологической культуры и воспитания. И власти регионов должны подумать об этом.

Анализ 67 региональных программ, который мы провели, показал, что только 39 регионов предусмотрели мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов. В 24 провели анализ морфологического состава отходов, который зависит от особенностей региона. Лишь в 45 регионах создали предпосылки привлечения к раздельному сбору отходов населения, а также предусмотрели мероприятия, нацеленные на воспитание экологической ответственности и ответственного потребления.

Это подтверждает, что сегодня ждать кардинальных перемен во всех регионах и сразу нельзя. Без экологического воспитания, как и без мотивации бизнеса реформу не реализовать.

Что касается ситуации, когда сортированный мусор оказывается в одном мусоровозе, то в начале реформы, когда система настраивается, вполне могу допустить такое. Также вполне могут быть случаи, когда собранный мусор не доезжает до полигона и сваливается на несанкционированной свалке. Чтобы такого не допустить, надо оснастить мусоровозы системами контроля передвижения.

– Как вы относитесь к мусоросжигательным заводам, которые строит компания группы «Ростеха» «РТ-инвест»? А к идее распространить их на всю Россию и построить еще 25 заводов? Есть ли шанс, что кто-то серьезно сможет контролировать их выбросы?

– На мой взгляд, переработка основной массы отходов – единственно верный способ решения проблем в сфере обращения с отходами. В идеале мы должны избавиться от несанкционированных свалок, минимизировать число полигонов, причем оставшиеся полигоны должны отвечать всем требованиям санитарии. Мы должны научиться производить меньше коммунальных отходов, в том числе уходя от пластиковой упаковки к более экологичным материалам.

Но это завтрашний день, а отходы мешают жить уже сегодня. Поэтому и сжигание – мера, от которой не стоит отказываться. Многие страны успешно используют эту технологию. Тем более что в результате сжигания образуется теплоэнергия, а это и есть принцип цикличной экономики, к которой стремится весь мир. А вот усилить контроль за выбросами мусоросжигательных заводов стоит.

– Обеспечить реформу деньгами должна была компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Ее первый руководитель обещал запустить 100 проектов. Всего для реформы, судя по нацпроекту, надо 180 млрд руб., но эксперты говорили про 300 млрд. Вы проверили деятельность РЭО. Сколько проектов они запустили за почти два года работы? Сколько денег потрачено на содержание компании, адекватны ли расходы?

– Создание публично-правовой компании «Российский экологический оператор» – тоже один из пунктов федерального проекта «Комплексная система обращения с отходами». На ее содержание в 2019 году выделено 437,9 млн руб. – это вдвое меньше запланированного.

Компания уже собрала массив информации о состоянии отрасли. Например, данные первичных замеров количества и морфологии отходов в 62 регионах. Интересно, что 30% в общей массе коммунальных отходов занимают пищевые, а 42% – возможные к вторичному использованию. На полигон может отправиться лишь 28%! А сегодня – более 90%. Это очень важно для верного планирования создания мощностей в регионах.

Кроме того, создается федеральная схема обращения с отходами, которая содержит полную и достоверную информацию о сфере обращения с отходами в регионах. Без этого принимать управленческие решения рискованно.

Но при этом мы видим, что работа РЭО пока не вышла на определенную административную системность. Мы не увидели выполнения Минприроды в полной мере своих функций как учредителя этой организации, в том числе по обеспечению компании финансовыми возможностями для инвестдеятельности. Не запущена цикличность проведения наблюдательных советов. Это все, конечно, административные моменты, но без их четкой отстройки на эффективную работу рассчитывать нельзя. Надеюсь, что это все будет вскоре преодолено.

Что же касается реализованных проектов – сейчас мы их пока не видим. Как я уже говорил, деньги, предусматривавшиеся на стимулирование притока инвестиций в отрасль, были перераспределены на поддержку региональных операторов. Вопросы адекватности зарплаты и других расходов компании – это прерогатива наблюдательного совета, а мы оцениваем комплексный результат деятельности.

– Сколько, на ваш взгляд, нужно денег для полноценной реформы системы обращения с коммунальными отходами?

– Необходимые инвестиции в инфраструктуру по обращению с отходами оцениваются РЭО в 428 млрд руб., к реализации запланировано свыше 250 инвестпроектов. В федеральном проекте на эти цели запланировано 85,6 млрд руб. (бюджетных средств, включая доходы от экосбора), или 20% от того, что нужно.

Но на последней встрече президента с членами Совета Федерации Владимир Путин обозначил серьезное увеличение финансирования решения экологических проблем в стране. Так, расходы по нацпроекту «Экология» будут увеличены почти наполовину.

Теперь главное не пытаться бюджетными деньгами закрыть все дыры, а сформировать качественный набор инструментов для привлечения в отрасль частных инвестиций.

Что касается конкретных мощностей по переработке, то с бумагой дела обстоят более или менее неплохо, с пластиком – значительно хуже, но подвижки есть, а вот со стеклом ситуация крайне сложная.

– Пока собрать деньги на поддержку переработки Минприроды вместе с РЭО предлагают с производителей товаров, упаковка от которых и составляет большую долю коммунального мусора (так называемая реформа расширенной ответственности производителей, РОП). Но, очевидно, это будет заложено в цену товаров и заплатит опять население. Считаете ли вы такой ход оправданным?

– Да, действительно, одним из источников финансирования реформы, по ее идеологии, должен был стать экологический сбор, который взимается с производителей и импортеров товаров за несоблюдение нормативов утилизации отходов. Однако на сегодня объем доходов от сбора не превышает 3 млрд руб. в год. И если соизмерять сбор с количеством денег, затрачиваемых на утилизацию соответствующих отходов, это, конечно, очень мало.

Работа над совершенствованием механизма расширенной ответственности сегодня ведется по поручению президента. Думаю, разработчики учтут все факторы, в том числе и возможную нагрузку на население.

Насколько мне известно, окончательного решения, по какому принципу будет собираться плата за РОП, еще нет. Международный опыт демонстрирует разные подходы. Есть страны, где экологический сбор взимается с производителя упаковки, а есть страны – где и с производителя упаковки, и с производителя конечного продукта («сбор за этикетку»).

На мой взгляд, эту дискуссию уже пора заканчивать и приходить к какому-то решению, поскольку эти деньги очень нужны для проведения реформы...

Екатерина Мереминская

vtimes.io



Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -4, 7 м/c Ю-З

03.11
вечер
-3..-5
7 м/c  Ю-З
04.11
день
0..-2
9 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
80.5749 1.2426
EUR, ЦБ РФ
93.7570 1.1286
JPY, ЦБ РФ
76.8002 0.7641
CNY, ЦБ РФ
12.0259 0.1856

© 2010 – 2020, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика