Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

5 - 12 августа 2020, №32 (1400)
 5 - 12 августа 2020, №32 (1400)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Ностальгия против "железки"

Ностальгия против "железки"
Фото: Хабаровчан по-прежнему очень волнует судьба питомника, однако на их мечты у чиновников нет денег.
Жители Хабаровска, собравшиеся на публичные обсуждения по поводу питомника имени А.М. Лукашова, выступили против изменения категории с «памятника природы» на «природный парк» и строительства там детской железной дороги. Горожане ностальгически просили чиновников возродить здесь советский «парк-сад». Однако повлияют ли эти просьбы на судьбу 163 га земли бывшего питомника? 
Более 15 кубометров мусора убрали на территории питомника активисты ОНФ в ходе субботника в середине марта. Селекцией здесь и не пахнет, а пахнет кое-чем другим.  Когда-то заповедное место в Хабаровске давно пустует и превратилось в огромную бесплатную свалку. 
Вторая жизнь 
для парка? 
На субботнике было малолюдно. Зато 18 марта в администрации Железнодорожного района, на территории которого расположен питомник, народу собралось столько, что актовый зал едва вмещал всех желающих. 
Предметом обсуждения стала судьба питомника. Докладчики - председатель краевого комитета по охране окружающей среды Алексей Сабитов и первый замминистра природных ресурсов края Андрей Стрельников – были кратки. По их словам, смена категории необходима для повышения охранного статуса питомника и станет первым шагом к реализации важного проекта.
- Земельный участок находится в собственности правительства края и последние 20 лет там никакая деятельность не осуществлялась, - сказал Андрей Стрельников. - За эти годы ни один хозяйствующий объект с просьбой возобновить деятельность питомника в Минприроды не обращался. В бюджете денег на его содержание нет. Свою помощь предлагает ДВЖД, но при условии, что ей разрешат продлить по территории парка действующую неподалеку детскую железную дорогу. Территория нуждается в реформировании, и организация могла бы дать питомнику вторую жизнь. А для этого надо изменить действующий сейчас статус на «природный парк», исключающий любое капитальное строительство. Речь о тотальных вырубках не идет!
Однако объяснения замминистра многих присутствующих явно не устраивали: они были за восстановление прежних функций знаменитого когда-то плодово-ягодного питомника, который бы вновь снабжал дальневосточных садоводов и огородников качественными, районированными саженцами.
Эту позицию выразил Станислав Зимин, помощник депутата краевой думы, который заявил: нужно продумать проект восстановления селекционной деятельности, которая велась в питомнике. Как бросили предприятие, так и нужно создавать новое селекционное производство на базе питомника. 
Зал поддержал Зимина бурными аплодисментами.
- Режим парка не противоречит этому, - ответил ему Стрельников. - Мы готовы поддержать каждого желающего, кто придет и займется селекционной работой, будет ухаживать за этим садом, реализовывать продукцию. Но за эти годы к нам никто не обращался с подобным предложением.
Немного пригасил энтузиазм зала и заведующий лабораторией плодоводства ДальНИИСХ Олег Михайличенко. 
- Представить сложно, сколько нужно вложений, чтобы хоть частично, хотя бы на территории двух-трех гектаров, заново создать питомник по производству саженцев, - сказал он. - Тогда этим занималось государство. В первую очередь, необходима глубокая рекультивация. Те деревья, которые там сейчас находятся: сливы, яблони, груши – уже не имеют ценных качеств! Это все дикая поросль. Мало кто знает, что брошенный участок в течение 20 лет не обрабатывался, не культивировался. Там сейчас такая «мина» вредителей и болезней! Наш сад находится в трех километрах от питомника, и мы на себе все это ощущаем, поскольку находимся в пределах досягаемости этих всех «клубков» заболеваний.
В свою очередь, представитель ДВЖД Максим Екименко указал: до нынешнего года никто никому не мешал зайти на территорию и развивать ее. 
- У нас есть финансовые средства на развитие парка. Мы предлагаем проект развития экологической детской железной дороги, с целью увеличения маршрута, локомотив которой будет работать на аккумуляторах. Та ветка, которая сейчас существует короткая, проходит внутри жилой зоны. Думаю, что рассматривать плодовые деревья из окна поезда гораздо приятнее, чем смотреть на свалки мусора или больницу. Предлагаем развитие парка и благоустройство с разведением необходимого лесного массива. Проект не предполагает строительство депо, - объяснял железнодорожник.
- Питомник Лукашова когда-то занимал площадь 463 гектара. Сегодня мы говорим о 163 гектарах, куда делась остальная территория?! - задала риторический вопрос Тамара Бессолицына, ответственный секретарь краевого отделения общества охраны памятников. – Остался участок с могилой селекционера. Хоть этот остаток надо сберечь, а не строить там железную дорогу!
Иначе - катастрофа!
Хоть и не многочисленные, но были и те, кто поддерживал изменение категории на «природный парк»:
- А я поддерживаю идею, - сказал хабаровчанин Александр Вениаминович. - Памятник природы, т.е. питомник, был создан руками людей, ведущими нашими селекционерами Тимошиным и Лукашовым. Историческая память должна сохраниться. Но территория зарастает и неплохо бы устроить там парк-сад, сохраняя не только экологический каркас, это и исторический. На территории находится захоронение самого Артемия Лукашова. Пока там только постамент, сама скульптура находится на хранении. Это очень ценное место, о чем молодое поколение даже не догадывается! Ведь садоводство возникло именно в Хабаровском крае, а не в Приморье или Амурской области.
Высказалась и неравнодушная жительница микрорайона Большая-Вяземская: 
- Поскольку там нет хозяина, местные жители сделали эту нишу своей. В выходные дни там очень много народа. Люди занимаются спортом: бегают, катаются на лыжах, есть тропы, где катаются на лошадях, гуляют с собаками, пенсионеры занимаются скандинавской ходьбой. Там уже, по сути, парк! Плодовые деревья надо сохранять однозначно. Может, не в том объеме как сейчас, потому что часть деревьев уже не пригодна. Я поддерживаю идею, потому что необходимо облагородить инфраструктуру. Если вообще ничего не делать - будет катастрофа! 
Тем не менее, на обсуждениях прозвучало немало сомнений в обоснованности смены категории питомника. Мне показалось интересно посмотреть на ситуацию поближе, а потому я отправилась искать то место, где предложили построить детскую железную дорогу. 
Обсудили. 
И что дальше? 
Место для меня это тоже связано с массой воспоминаний. В пору моей юности, нас, сотрудников организации, отправляли в питомник на прополку саженцев. Тогда еще не было в Хабаровске высоток и авторазвязок, зато было много цветущих и плодоносящих абрикосов, яблонь, груш. Саженцы этой красоты выращивали как раз в питомнике им. Лукашова. 
Сад есть и сейчас, но в запущенном состоянии. На территории немало выжженных мест для пикника, дороги разбиты, а самое ужасное - это свалки строительного мусора, которого с каждым новым коттеджем становится все больше.
Самое простое, с точки зрения обычного горожанина, решение - возродить садоводство за счет краевого бюджета. Однако чиновники в таких случаях ссылаются на бюджетный дефицит и предлагают искать инвесторов. А инвесторы в «природный памятник» идти, ясно дело, не хотят, там у них связаны руки, а им нужна прибыль. И в министерстве природы другого пути не видят, кроме как создать природный парк и вести там ограниченную хозяйственную деятельность. Вот тогда туда и придут коммерсанты. Но ведь «это скамейки, лотки с мороженым, пирожками и т.д.»! И уж те более, мало кто верит в полную экологичность прихода туда «железки», то бишь магистрали, путь и детской!
Все эти страхи, высказанные на слушаниях большинством горожан, были занесены в протокол. Но учтут ли их чиновники? По закону, не обязаны. А инвесторов, которые бы захотели реализовать ностальгические пожелания хабаровчан о «парке-саде», наверное, в природе нынче просто не существует...   
Светлана Калинина, 
фото автора 

12,5 млрд руб. - планируется выделить на реализацию нацпроектов в Хабаровском крае в 2020 году. Среди ключевых целей, по-прежнему, значится в том числе «создание комфортной городской среды».

У тех, кто не смог присутствовать на общественных слушаниях, есть возможность до 18 апреля подать свои предложения в письменной или устной форме в краевое министерство природных ресурсов лично или через официальный сайт mpr.khabkrai.ru. 
Адрес для отправки обращений в письменной форме в министерство обычной почтой: Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 56. 
Электронной почтой: priroda@adm.khv.ru
С материалами обсуждений можно познакомиться в комитете 
по охране окружающей среды Минприроды края по адресу: 
ул. Пушкина, 23а, каб. 412, в будни с 9 до 18 часов 
(перерыв с 13 до 14). Телефон: 47-39-17.

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +21, 5 м/c Ю-З

12.08
день
+22..+24
4 м/c  Ю-З
12.08
вечер
+18..+20
2 м/c  С-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
73.1522 -0.6228
EUR, ЦБ РФ
85.9246 -0.9012
JPY, ЦБ РФ
68.9432 -0.6690
CNY, ЦБ РФ
10.5234 -0.0614

© 2010 – 2020, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика