Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

25 марта - 1 апреля 2020, №13 (1381)
25 марта - 1 апреля 2020, №13 (1381)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

За гранью формата

За гранью формата
Фото: Учебник написан с учетом правил СанПиНа, где учитывается цвет и количество знаков на каждой странице.
Удивительно, но в школах нет времени на изучение истории нашего региона. Чтобы исправить ситуацию, хабаровские ученые – педагог Ольга Стрелова и историк Марина Романова разработали необычный учебник по истории Дальнего Востока России. Как и чем книга привлечет внимание 10-12-летних школьников?
Предпосылки
к работе
Ольга Стрелова, доктор педагогических наук, профессор, окончила исторический факультет хабаровского пединститута, где и проработала потом около 30 лет. Но шесть лет назад она ушла из педагогического университета и вплотную занялась вопросами повышения квалификации учителей.
Марина Романова, кандидат исторических наук, доцент, работает на кафедре отечественной и всеобщей истории в пединституте ТОГУ. Она получила высшее образование на историческом факультете пединститута ТОГУ и осталась преподавать после выпуска.
Три десятилетия они работали вместе на одном факультете. Помимо прямых университетских дел, у них есть работы по развитию критического мышления педагогов и школьников, истории информационных войн. По этой теме в 2016 году для учителей было подготовлено учебно-методическое пособие «Вакцинация от фальсификации».
Также ученые работают в краевом Институте развития образования (далее ХК ИРО – прим.авт.), обсуждая со школьными учителями проблемы воспитания, исторической памяти, фальсификаций прошлого, публичной истории и многие другие.
Новый учебник по истории Дальнего Востока стал своего рода итогом этой разноплановой деятельности. До этого Ольга Юрьевна уже написала более трехсот статей и книг по проблемам историко-педагогического и гуманитарного образования.
А Марина Ибрагимовна занимается академической историей, которая основана на анализе источников и историографии. Она ведет курсы истории Древнего мира и Средних веков, а также является специалистом по гендерной истории, истории ментальностей и истории мировых религий.
Концепция
и неординарность
Ольга Юрьевна сразу объяснила роль педагога в создании школьного учебника.
– Ценность участия педагога в подготовке школьного учебника состоит в том, что я могу взяться за историю любого периода или региона и подумать, как преподнести ее так, чтобы это было интересно ученикам определенного возраста.
В новом учебнике нет параграфов, но каждый разворот – это новая тема, которая начинается с проблемных вопросов. К примеру, в теме о каменной черепахе, которая стоит около хабаровского краеведческого музея, авторы спрашивают школьников: «Почему историк В.Е. Ларичев назвал хабаровскую черепаху счастливой? Можно ли согласиться с его мнением?».
Ребенок не читает готовую информацию, а получает вопрос, на который отвечает самостоятельно, ищет информацию, размышляет над источником, готовит проект. Таким образом, в учебнике реализован системно-деятельностный подход к образованию. Можно сказать, что Хабаровский край обогатился учебником нового поколения, который был написан не по шаблону.
По словам Ольги Стреловой, написать не академический учебник сейчас очень сложно. Этому нигде не учат, чаще издательства обращаются к академическим ученым. А те создают сложные для чтения и восприятия детьми наукообразные тексты.
В Хабаровском крае удалось переломить эту ситуацию. В министерстве образования и науки края нашли деньги и доверились опыту специалистов. А произошло это спустя 17 лет после выхода региональных учебников «История ДВ России в Новое и Новейшее время» и «История ДВ: эпоха Средневековья» (А.Ю. Завалишин, Ю.М. Васильев. О.Ю. Стрелова).
Работа с готовым учебником
Марина Ибрагимовна показывает первые страницы, начиная с введения.
– Здесь сказано, что ты живешь на Дальнем Востоке и изучаешь историю России. Загляни в карты федеральных учебников, там нет Дальнего Востока, на его месте в древности и Средневековье белая земля, пустые незаселенные пространства. Как будто до 17 века, когда на Амур пришли первые русские люди, здесь ничего и никого не было. Но это не так. Здесь были яркие, достойные изучения культуры, удивительный мир, созданный уникальными природными условиями.
– А я шла по пути интуиции, например, обнаружила информацию об археологических находках на Большом Уссурийском острове и поняла, что это интересно для ученика, – добавляет Ольга Юрьевна, – еще, к примеру, Шайгинское городище – тоже отдельная тема. В других учебниках мало уделяется внимания частному факту, а учитывая мышление 12-летних детей, им не надо рассказывать «в общем», абстрагируясь от живых и ярких сюжетов.
Еще одна особенность учебника – его можно использовать на занятиях по биологии, ботанике, физике, ИЗО и др. У ребенка формируется комплексная картина мира, все науки переплетаются, а не существуют обособленно друг от друга.
Оценивая готовую работу, Марина Ибрагимовна говорит, что нет предела совершенству. Осталось много тем, о которых хотелось бы рассказать подробней, но объем учебника не позволяет. Приходилось учитывать все санитарные нормы – обрезать или, наоборот, дописывать строчки, соблюдать цветовую гамму и авторские права на фотографии. Для этого издательство «Русское слово» перерисовывало многие фотографии.
– Много интересной информации, фотографий и документов предоставил Гродековский музей. Они отмечены в учебнике значком «ХКМ». Можно отправиться в музей и найти то, что изображено на рисунке. Некоторые фотографии – из частных коллекций дальневосточников, – говорит Марина Романова. – Также в конце учебника есть список ссылок на интернет-ресурсы и книги для дополнительного чтения.
Историк также сетует, что хотелось бы расширить раздел о том, что утеряно в историко-культурном наследии нашего края. Авторы хотели донести до молодых, что надо не просто любить и созерцать Дальний Восток, но и попытаться сохранить то, что в нем осталось ценного.
Тем не менее, учебник уже отпечатан в количестве двух с половиной тысяч экземпляров. По распоряжению министерства образования и науки края, он будет доставлен во все школы края, но в небольших количествах.
В министерстве позитивно восприняли работу историков, по словам Ольги Стреловой, несмотря на неординарный способ подачи информации. Возможно, в крае найдутся деньги на дополнительный тираж и продолжение учебника.
Там речь пойдет о народах Приамурья и Приморья, русских первопроходцах, их встречах – конфликтах с местными племенами, военных и дипломатических отношениях с Китаем, первых договорах о государственной границе России на Дальнем Востоке и о многом другом.
Сейчас авторы готовятся к проверке учебника на практике. Апробация начнется первого сентября. В Интернете на сайте ХК ИРО уже создан ресурс, куда будут загружать презентации и методические материалы, разработки учителей, примеры того, как учебник включился в процесс обучения и внеклассную деятельность школьников края.
Елена Барабанова
Фото автора

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +4, 3 м/c Ю

30.03
вечер
+3..+5
3 м/c  Ю
31.03
день
+4..+6
4 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
77.7325 0.0000
EUR, ЦБ РФ
85.7389 0.0000
JPY, ЦБ РФ
71.4027 0.0000
CNY, ЦБ РФ
10.9611 0.0000

© 2010 – 2020, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика