Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

18-25 марта 2020, №12(1380)
18-25 марта 2020, №12(1380)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Николаевский парадокс

Николаевский парадокс
Фото: Дальневосточная экономика пока еще все еще далека от рыночной: любое регулирующее решение властей весьма сильно бьет по бизнесу. Фото ombudsmanbiz27.ru
В 10 раз подняты с этого года энерготарифы в северных районах Хабаровского края для хозяйствующих субъектов. Предприятия поставлены буквально на колени. Бьют в набат местные судоремонтники и рыбаки.
Тарифные войны
Не секрет, что высокая стоимость электроэнергии на Дальнем Востоке десятилетиями сдерживала развитие экономики этого региона России. Ведь предприятия европейской части страны находятся в более выгодном положении, чем наши, с точки зрения инфраструктуры, логистики и энергоплатежей. После многочисленных обращений и обсуждений этой острой проблемы федеральные власти в итоге предложили механизм выравнивания энерготарифов. В конце 2016 года Госдума одобрила федеральный закон «Об электроэнергетике», обеспечивающий снижение тарифов для промышленных потребителей Дальнего Востока до среднероссийского уровня. Данный шаг был призван повысить экономическую привлекательность инвестпроектов в ДФО.
И вот с июля 2017-го началось снижение ДВ-энерготарифов, что очевидным образом позволило серьезно изменить экономическую ситуацию в пяти регионах. Так, в Чукотском автономном округе понижение составило почти 70%, в Республике Саха (Якутия) – почти 50%, в Магаданской области тарифы снизились на 34%, в Камчатском крае – на 33% и на Сахалине – на 31%. По оценке Минвостокразвития, снижение тарифов до среднероссийского уровня дало экономию дальневосточным предприятиям в объеме более 27 млрд рублей в год. В самом конце прошлого года Госдума продлила действие закона до января 2021 года.
Все бы хорошо, однако в 2020 году Хабаровский край в эту программу выравнивания энерготарифов не попал. И, к примеру, в Николаевском районе края это стало очень серьезной проблемой. Дело в том, что одна из восьми станций Дальневосточной генерирующей компании, размещающихся в крае, находится как раз в Николаевске.
И, оказывается, еще в конце 2018 года Федеральная энергетическая комиссия приняла решение: теперь тариф на электричество рассчитывается в локальных электросетях, исходя их числа потребителей и количества электроэнергии, которое они потребляют. Прежде энерготариф исчисляли как среднюю величину по всем объектам большой энергетики, входящим в единые магистральные электрические сети Востока. Из этого решения ФЭК вытекало: раз Николаевская ТЭЦ в Хабаровском крае не соединена с единой энергосистемой региона, то у этой «локальной станции» и тарифы должны быть «локальные». То есть, считай - повышенные. И весьма резко повышенные.
Исправить оперативно эту ситуацию, так сказать, механическим путем, к примеру, подсоединить НТЭЦ к магистральным сетям, проложив ЛЭП, невозможно. Подобные стройки стоят очень больших денег, выделяют их обычно на федеральном уровне, но сначала надо еще обосновать необходимость и важность нового энергообъекта, чтобы его просто включили в общий план развития энергетики страны и региона, рассчитанный на десятилетия.
В итоге одно тарифное решение вылилось в другое: в Николаевске-на-Амуре и соседних поселениях с июля прошлого года должны были серьезно поднять тариф для юридических лиц - с пяти до почти восьми рублей за киловатт-час! В эту кризисную ситуацию, напомним, вмешался губернатор Сергей Фургал и тогдашний генпрокурор страны Юрий Чайки: энерготариф был увеличен - но лишь на 20 процентов. Однако дальше спор властей и энергетиков переместился в суды.
К сожалению, судьи Верховного суда РФ не поддержали в итоге апелляцию краевого комитета по ценам и тарифам к ДГК.
Шок и трепет
- Продукция, которая выпускается нашими николаевскими предприятиями, станет неконкурентноспособной. Все подорожает: и товары, и услуги. Предпринимательское сообщество в шоке! О каком развитии можно говорить в такой ситуации? Это и по бюджетным учреждениям ударит. У нас в бюджете района просто не заложены дополнительные траты на электроэнергию ни на этот, ни на следующий год! Для нашего района это экономическая катастрофа, - так под занавес года комментировал эту ситуацию для todaykhv.ru Анатолий Леонов, глава администрации Николаевского района.
Районные власти тогда разослали обращения во все инстанции, предлагая компенсировать энергетикам разницу - для снижения тарифов ниже их экономически обоснованного уровня.
Тем временем с начала 2020 года ситуация для предприятий района стала и вовсе угрожающей. Стоимость электроэнергии выросла сразу в десять раз. Хотя, как считают местные предприниматели, цена киловатт-часа на севере и так была запредельной.
Судите сами: сейчас во всех районах Хабаровского края до Николаевска-на-Амуре она равна пяти рублям, в Охотском - доходит до 40, в Аяно-Майском - уже до 55 рублей.
«Я смотрю на принимаемые решения, и у меня такое ощущение, что я живу где-то в Зазеркалье! - заявил губернатор Сергей Фургал. - С одной стороны, мы вводим ТОР и стимулируем приток инвестиции и производства, бьемся там, чтобы ремонт начать делать и строительство, а с другой стороны - люди просто приходят и говорят - 40 рублей за киловатт-час, и ни в чем себе не отказывайте!»
К слову, такая же история у наших соседей на Сахалине. Но там бюджет газо-нефтяной, профицитный, поэтому есть возможность своими силами давать предприятиям возможность жить и работать.
Нужна поддержка
Однако что же делать хабаровским промышленникам? Сдаваться они не собираются. Так, председатель правления Крайрыбакколхозсоюза Ольга Булкова для начала обратилась к министру промышленности региона Сергею Денисенко с просьбой разобраться с острой проблемой по выравниванию энерготарифов.
Затем глава Крайрыбакколхозсоюза написала обращение сенаторам Совета Федерации, во все заинтересованные министерства и ведомства с настоятельной просьбой безотлагательно решить этот вопрос. Так как бюджет Хабаровского края дефицитный, субсидии на выравнивание энерготарифов должны выделяться из федеральной казны, считает Ольга Булкова.
С ней согласны и наши представители в федеральных органах власти.
«Мы должны создать для наших предприятий конкурентные условия, - полагает Елена Грешнякова, член Совета Федерации от края. - Для этого мы, представители нашего края, и законодатели здесь, на местах, должны работать в сцепке, хорошо понимая, что во многом от результата нашей работы будет зависеть - с чем мы на ближайшую перспективу здесь останемся! Сейчас из-за неподъемных энерготарифов большие сложности с реанимированием Охотского судоремонтного завода.
Восстанавливать это предприятие начали еще в 2017 году, оно стало резидентом ТОСЭР «Николаевск». Но даже преференциальные режимы не помогут, если не субсидировать стоимость киловатт-часа для севера!»
Тут стоит напомнить, на завод, расположенный территории рабочего поселка Охотск, более десяти лет находился в нерабочем состоянии. Однако потребность в судоремонтниках была. Из-за отсутствия на Охотском побережье своей судоремонтной базы, предприятия, имеющие маломерный и буксирный флот, сейчас ремонтируются в Приморье и на юге Хабаровского края, что приводит к удорожанию работ и дополнительным затратам.
Еще в январе 2018 года гендиректор ООО «Охотский судоремонтный завод» Павел Байтеряков заявил о намерении восстановить предприятие ориентировочно к 2022-2023 годам. Также тогда сообщалось, что бизнес готов вложить в этот проект 225 млн рублей.
В итоге на севере края появится комплекс для ремонта и строительства судов грузоподъемностью до 200 тонн, а в перспективе - до 500 тонн. Для жителей Охотска будет создано 71 рабочее место, писал тогда ТАСС. А в июне 2019 года между компанией и АО «Корпорация развития Дальнего Востока» было подписано соглашение о восстановлении судоремонтного завода.
Однако реализовать перспективный проект теперь будет весьма сложно из-за огромных тарифов на электроэнергию для предприятий в Хабаровском крае: ведь ее стоимость - ключевой фактор конкурентоспособности.
Гендиректор завода Павел Байтеряков подчеркивает: им сложно конкурировать с приморскими предприятиями, у которых энерготариф не превышает семи рублей. Естественно, что все это будет отражаться на себестоимости продукции.
«Сейчас компании, работающие в Северо-Охотоморской подзоне, вынуждены обращаться за техническим обслуживанием судов в Приморский край, Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Из-за такой логистики рыбаки теряют время и деньги, - говорит Павел Байтеряков. - Но я уверен, предприятия на севере Хабаровского края могут быть конкурентоспособными, нужна только федеральная поддержка!»
Марина Кутепова

С этого года в стране началось субсидирование строительства маломерного флота. Прописанный в федеральном законодательстве механизм, известный под названием «Квоты под киль», таков: заказал на российских верфях плашкоуты, буксиры, суда для добычи и перевозки живой рыбы - получи назад 30% от их стоимости. Охотский судоремонтный завод, например, благодаря этому имеет уже два контракта.
Краевые власти предложили Крайрыбакколхозсоюзу создать в поселке Лососина Советско-Гаванского района базу для реализации продукции. Отраслевики готовы рассмотреть это предложение. Рыбу будет легче сдавать, перегружать, перерабатывать, а также отправлять потребителям Дальнего Востока и в европейскую часть России.

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +4, 3 м/c Ю

30.03
вечер
+3..+5
3 м/c  Ю
31.03
день
+4..+6
4 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
77.7325 0.0000
EUR, ЦБ РФ
85.7389 0.0000
JPY, ЦБ РФ
71.4027 0.0000
CNY, ЦБ РФ
10.9611 0.0000

© 2010 – 2020, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика