Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

20-27 ноября 2019, №48(1365)
20-27 ноября 2019, №48(1365)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

 Узкая точка "Обхода Хабаровска"

 Узкая точка "Обхода Хабаровска"
Фото: На презентациях проект выглядит очень красиво. Однако обычно за его границами остается знаменитый Амурский мост, транзитные проблемы которого новый автобан только обострит... Фото из архива редакции

Про амбициозный проект «Обход Хабаровска» у нас принято писать только хорошее, не заглядывая вдаль. А пора бы. Но чем ближе к финалу масштабная стройка, тем чаще специалисты напоминают: решение одной проблемы породит другую – существующая система дорог и мостов может не выдержать той нагрузки, которую уже через год даст нам суперсовременный автобан.
История проекта автодороги «Обход Хабаровска» берет свое начало, напомним, в 2011 году. Именно тогда еще премьер Путин поставил перед региональными властями задачу построить в краевой столице современную магистраль. С их же, опять напомним, подачи, ведь о необходимости отвода транзитных потоков в крае говорили давно.
Спустя пять лет после знакового путинского решения, в декабре 2016 года состоялось подписание знакового концессионного соглашения между правительством региона и консорциумом – «Региональной концессионной компанией». Проект во многом уникален. Во-первых, это детище государственно-частного партнерства: в роли финансового агента выступил «Газпромбанк», один из членов консорциума. Именно он внес четверть требуемой суммы, а это ни много ни мало – десять миллиардов рублей.

38 процентов
Точкой отсчета этапа непосредственной реализации проекта можно считать 6 сентября 2017 года, когда проект презентовали на Восточном экономическом форуме. Там к нему проявило интерес федеральное министерство транспорта. Именно тогда подбили окончательные цифры и согласовали вопрос о предоставлении заемного финансирования. По информации правительства Хабаровского края, при общей стоимости проекта в 43 миллиарда рублей 19 миллиардов выделят из федерального бюджета, 12 – из краевого, а еще 11 добавят инвесторы.
Миссия проекта – разгрузить города от транзитного и большегрузного транспорта – показалась властям делом стоящим. Дорога должна связать в единый транспортный узел трассы «Амур» (Чита – Хабаровск), «Восток» (Хабаровск – Находка) и «Уссури» (Хабаровск – Владивосток), а в перспективе – и Китай: озвучивалось предложение открыть автомобильный пункт пропуска на острове Большой Уссурийский. Казалось очевидным, что проект имеет огромный коммерческий потенциал. Инвесторы уверены: желающих воспользоваться быстрым и качественным путем для продолжения движения будет предостаточно.
С реализацией не стали затягивать. Уже 11 сентября 2017 года строители приступили к работам сразу на нескольких участках. Еще одна новация – работы ведутся практически по всей протяженности будущей магистрали. По состоянию на июль 2019 года готовность объекта составляет 38%, ввод в эксплуатацию назначен на сентябрь 2020 года.

13,5 минут
Именно столько времени, если верить прогнозам проектировщиков, понадобится, чтобы преодолеть расстояние длиной 26,8 километра. Расчетная скорость движения при этом 120 км/ч. Четырехполосная магистраль с 15-метровой шириной полотна это вполне позволяет. Да и строят ее в соответствии с европейскими стандартами. К примеру, заводы для производства асфальтобетонного покрытия выписали из Германии, родины качественных европейских автобанов. Пять транспортных развязок, 24 моста и путепровода, ремонт подъездных путей… Кажется, разработчики предусмотрели все для того, чтобы первая на Дальнем Востоке платная дорога стала изюминкой транспортной сети. Так хорошо, что даже не верится!
Потребность в объездной трассе очевидна. Ежегодно транзитный транспорт наносит миллионный ущерб дорогам краевой столицы, заставляя власти вкладывать в ремонт хабаровских сетей кругленькие суммы. Перевозчики же, отправляющие грузы через Хабаровск, теряют время и деньги. Фуры стоят в пробках, расходуют бензин, петляя по городским улицам, рискуют попасть в ДТП. Более семи тысяч автомобилей в час – таков в настоящее время потребительский спрос, и он будет только расти.

Год до часа «Х»
Однако магистраль, даже самая современная, не может существовать в вакууме. Говоря простым языком, она где-то начинается и куда-то ведет.
И здесь в дело вступают обстоятельства практически непреодолимой силы. К примеру, значительная часть грузопотока пойдет через автомобильный мост через Амур. А это сооружение, вовсе не рассчитанное на такие транспортные нагрузки. Еще в 2016 году пропускная способность двухполосного мостового перехода была практически на пределе!
Что произойдет, когда она сольется с современным четырехполосным автобаном, представить нетрудно. Логичным выходом стало бы завершение реконструкции Амурского моста, превращение его в четырехполосный, но этот вопрос на раз-два не решается. Мост железнодорожный, значит, без участия РЖД дело с места не сдвинется. Увы, пока о решении этой проблемы в официальных инстанциях отмалчиваются.
Об этой проблеме мы уже писали в материале «Транзитная пробка» в № 14 от 28 марта-4 апреля 2018 года. И тогда же напоминали о двух небезуспешных попытках полпреда Ишаева завершить недоделанное: так, проект строительства 4 км автодорожной части совмещенного мостового перехода даже попал в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2015 года», где на него были предусмотрены солидные 7,66 млрд руб. Но, несмотря на регулярное лоббирование краем, в Кремле решение о завершении реконструкции все никак не принимали.
Вторую попытку полпред-министр Ишаев предпринял в 2012 году: возглавляемое им Минвостокразвития запросило у ВЭБ финансирование для перечня из 92 приоритетных инвестпроектов ДФО на 6 триллионов рублей. Среди них – и «третья очередь моста» хотя бы на 3-5 млрд руб. Однако опоры под Ишаевым уже шатались, и после небывалого наводнения-2013 проект, похоже, «смыло» вместе с полпредом.
Но ведь проблема мостовой «транзитной пробки» никуда не делась. И ведь до часа «Х», когда возросший транзит в этом месте, согласно пессимистическим прогнозам, встанет колом, остался всего год...
Елизавета Андреева, Семён Дубов

Есть мнение
Светлана Филиппова, ведущий специалист отдела экономического консалтинга:
– «Обход Хабаровска» имеет большое экономическое значение, в том числе с точки зрения международного сотрудничества. Еще в конце зимы 2018 года в Хабаровске обсуждали национальную программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035-го. Тогда эксперты сделали ставку на Большой Уссурийский остров.
Было, в частности, высказано предложение о размещении на этой территории штаб-квартиры БРИКС и создании города, способного принять три миллиона жителей. Предложение это, безусловно, очень смелое: площадь российской части Большого Уссурийского острова 174 квадратных километра. Путем нехитрых подсчетов получаем плотность населения 17241 человек на квадратный километр! Для сравнения: в Шанхае 18 630 человек на квадратный километр.
Вопрос даже не в том, откуда возьмется такое количество востребованных специалистов здесь, в Хабаровске, а в том, как обеспечить необходимую инфраструктуру для их комфортного проживания?
Далее. Одной из конечных точек объездной трассы должен стать Китай. Через тот же Большой Уссурийский предполагается наладить грузопассажирский поток в Фуюань и Харбин. Есть серьезные сомнения в том, что наши соседи разрешат использовать свою территорию как транспортный узел. Ведь власти Поднебесной на своей части Большого Уссурийского организовали рекреационную зону. Примерно 75% площади китайской части острова занимает водно-болотный парк, пользующийся огромной популярностью – там бывает около тысячи китайских туристов в день! С чего возникла мысль, что через остров пустят транспортный поток?!
К тому же мост на остров, на строительство которого потрачено около четырех миллиардов рублей, до сих пор не функционирует, хотя и был сдан еще в 2013 году. Длина моста составляет 957 метров, общая протяженность дороги 5,1 км. И ее тоже нужно обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии, а это постоянные затраты, которые должны закладываться в бюджет.
Кстати, не очень понятно, кто возьмет на себя заботы о поддержании в должном виде «Обхода Хабаровска»– инвестор, который будет собирать плату за ее использование? Край и федерация как государственные партнеры? И не получится ли так, что прекрасный проект обернется убыточным «белым слоном», которого держат только ради престижа?

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -13, 4 м/c Ю-З

21.11
день
-12..-14
4 м/c  Ю-З
21.11
вечер
-14..-16
3 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
64.0213 0.2483
EUR, ЦБ РФ
70.8524 0.2238
JPY, ЦБ РФ
59.0575 0.3860
CNY, ЦБ РФ
90.9820 0.1851

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика