Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

18-25 сентября 2019, № 39 (1356)
18-25 сентября 2019, № 39 (1356)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Фиджитал в рапиде-2

Фиджитал в рапиде-2
Фото: Стоит ли бороться с цифровым прогрессом? Наш читатель полагает, что российское образование теряет свое лицо. Фото belltechlogix.com
Прочитал на страницах вашей газеты в №34 статью «Фиджитал в рапиде. О чем говорили на августовском педсовете» Ирэны Виноградовой. В прологе ее было удивление автора: «Куда мы идем и не слишком ли торопимся?» Постараюсь высказать свою точку зрения.
Фиджитал – это первое поколение, выросшее с гаджетами в руках. Оно живет в некоем фиджитал-мире, где границы между реальным и виртуальным не существует. Но, к сожалению, поколение Z способно концентрироваться не более 8–10 секунд на чем-либо. Увы, они не готовы ждать – им нужно все и сразу. Некоторые считают фиджитал признаком зарождения цивилизации фантазийного будущего. Другие, более прагматичные, видят его маркером вступления в новую эру бизнес-маркетинга.
Однако тут надо пояснить. Цифровизация формирует сферу услуг, а не сферу производства. А вот индустриализация создавала материальные места материального производства.
Современные технологии, к сожалению, уменьшают сферу труда. Это, полагаю, явилось одним из главных факторов недавнего восстания «зеленых жилетов» во Франции (на самом деле – «желтых жилетов»: движение, начинавшееся с протестов против повышения цен на топливо, а теперь выдвигающее политические требования. – Прим. Ред.).

***
А теперь поговорим непосредственно о педагогике. Официальным началом подпитки внедрения цифровых технологий в российском образовании стал 2003 год.
Во-первых, Россия присоединилась к Женевской декларации принципов построения глобального индустриального общества. Одним из важных условий этих международных договоров являлось изменение программ начальных и средних школ для обеспечения возможности пожизненного обучения с уклоном на развитие использования массовых зарубежных интернет-технологий.
Во-вторых, Россия присоединилась к Болонскому процессу, взяв на себя обязательства по созданию единого европейского пространства высшего образования. В связи с этим в рамках так называемой «программы Грефа» были введены ЕГЭ и ряд других нововведений.
В связи с этим уровень нашего общего образования в мире резко упал. Мы стали как все – одинаковые, тем самым потеряв свое лицо и стиль!

***
Примерно с 2003 года нашим детям чрезмерно навязывали цифровые технологии. Возможно, это делают те люди, которые имеют что-то от продажи электронного оборудования. Или это те личности, которые считают, что чем модней, тем лучше, так как это современно, это мировой тренд, которому неукоснительно нужно подчиняться.
А задуматься: зачем это надо и всегда ли это правильно, а принесет ли пользу обществу – это для них не важно. Главное – быстрей приступить к реализации любой инновации.
Министр образования Андрей Фурсенко (2004 – 2012 гг. работы) как-то сказал: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя».
На августовском педсовете в Хабаровске говорили, что мировым флагманом является еще такая страна, как Финляндия. Дело в том, что фины взяли все лучшее из советской системы образования. Их система строится на основе педагогических принципов К.Д. Ушинского,
В.А. Сухомлинского и других.
Как-то лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов в интервью «Аргументам и фактам» заметил: «Уровень нашего образования упал, потому что мы превратили его в игру, а не в привитие обучающемуся знаний, умений и навыков».
Многие студенты наших педуниверситетов не могли ответить на простые вопросы во время телеопросов. В частности, многие из них не знают, в какие моря впадают реки Волга или Амур, мотивируя тем, что это им никогда не пригодится! Зато они могут достаточно хорошо разбираться в IT-технологиях.
Или вот еще один свежий пример. Недавно по местному телеканалу показали, как опрашивали молодежь на предмет того – пойдут ли они на выборы 8 сентября в Хабаровске? Так вот, оказалось, что многие из них вообще ничего не знают о выборах, другим это не интересно, а третьи не знают кандидатов и за кого голосовать. Половина опрошенных была в наушниках, а во время вопроса-интервью даже не соизволяла их вынимать из ушей!
Вот вам пример, когда гражданская ответственность поколения размыта в дымке цифрового облака!

***
Все это напоминает некий массовый психоз. Отсюда возникает понижение безопасности в масштабах государства, потому что компьютерные технологии весьма уязвимы и несовершенны. В случае глобального обрушения системы фиджиталы вряд ли смогут физически себя обслужить в реальном мире. Взгляните сами: когда в ряде магазинов, аптек и даже банков зависает компьютер, вам не могут выдать товар, потому что они не умеют по-другому обслужить человека, так как нет альтернативы!
Поймите, я не против применения разнообразных технологий цифрового инструментария в образовании. Но оно, по-моему, зашкаливает.
Уже в ряде стран обеспокоены этим вопросом. В частности, в Англии есть удачные эксперимента безкомпьютерного обучения детей, уровень знаний которых в дальнейшем оказывается выше, чем, простите, у подопытных.
Я думаю, что чрезмерное навязывание такого фиджитал-инструментария несет опасность и детям, и обществу, и государству.
Владимир Иванович Иванов, Хабаровск

Для справки
Согласно нацпроекту «Образование» к 2024 году Минпросвещения должно создать во всех регионах страны центры для оказания родителям психолого-педагогической и консультативной помощи. Также четверть школ в 75 регионах должна к этому сроку использовать при обучении технологии дополненной и виртуальной реальности.
Согласно нацпроекту «Цифровая экономика Российской Федерации», уже в этом году должен заработать бесплатный онлайн-сервис по освоению цифровой грамотности для россиян. К 2024 году обучение по онлайн-программам пройдут 10 млн человек. И, по меньшей мере, 60 проектов развития цифровой экономики в регионах России получит поддержку на федеральном уровне.

От редакции
Конечно, некоторые утверждения нашего читателя выглядят, как минимум, спорно. Скажем, любой предприниматель объяснит вам: когда зависает компьютер, вам не продают товар не потому, что там не умеют считать или работать по-старому. Просто к такому предпринимателю очень быстро придет налоговая или Роспотребнадзор, и его бизнес на этом закончится. Если это, конечно, честный, «белый» предприниматель, работающий в рамках российского, порой весьма несовершенного правового поля. Однако некоторые мысли Владимира Ивановича о нашей системе образования показались нам интересными. А что об этом думаете вы?

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +8, 3 м/c З

19.09
вечер
+7..+9
3 м/c  З
20.09
день
+14..+16
2 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
64.4290 0.3077
EUR, ЦБ РФ
71.2391 0.6351
JPY, ЦБ РФ
59.5490 0.2707
CNY, ЦБ РФ
90.8961 0.5042

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика