Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

7-14 августа 2019, №33 (1350)
7-14 августа 2019, №33 (1350)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Когда небо манит

Когда небо манит
Фото: Многие мечтают о небе, но попасть в экипаж на самом деле не так просто, как показывают в кино. На фото – кадр из фильма «Поймай меня, если сможешь»/kinopoisk.ru
Старший бортпроводник Максим и не мечтал о том, чтобы им стать. Но шесть лет назад он продал свое авто, и поехал в Москву, чтобы попасть в специальную школу. Теперь он летает по всему миру, а также регулярно, как минимум раз в год, бывает в Хабаровске. Нам он рассказал, почему он выбрал такую профессию.
– С пяти лет я летал с родителями на самолетах, и мне это очень нравилось! Уже взрослым летал на Сахалин и Камчатку, но постеснялся тогда спросить о том, где можно выучиться на бортпроводника, – рассказывает Максим. – Хотя это не было бы странно, сейчас это самый распространенный вопрос, который мне задают пассажиры. Я устроился работать в салон сотовой связи, там коллега мне подсказала, что в Москве есть школа бортпроводников при государственном авиаинституте. Работа в салоне меня не устраивала, поэтому в августе 2013 года я продал машину и купил билет в один конец. Мне тогда было 26 лет.
– Что тебе сказали в столице?
– Я самостоятельно нашел школу бортпроводников. И там сказали: раз я прилетел из Благовещенска только ради этого, то у меня все получится! Я получил направление на ВЛЭК (врачебно-летная комиссия – Прим. Авт.), которая решает – допустить ли тебя к полету. В 2013 году это заняло два дня, и уже с сентября я начал учиться. Такую комиссию я и сейчас ежегодно прохожу в Хабаровске. Ну а тогда за три месяца обучения я изучил конструкцию самолетов, авиационное право, медицину, аварийно-спасательные дисциплины, подтянул базовый уровень английского языка.
Итоговый экзамен делится на практическую и теоретическую части. В первой мы доказываем знание аварийно-спасательного оборудования, аварийных команд и действий при эвакуации с самолета. Кстати, для каждой практики прорабатываются ситуации с разными дверями бортов самолетов, и ты можешь летать только на тех суднах, устройство которых знаешь. Теоретическая часть сдается по билетам.
Также два раза в год мы отрабатываем ситуацию со спасательным плотом в бассейне, по разу в год – тренируемся на тренажерах с надувным трапом и отрабатываем пожаротушение в железной модели самолета. Инструкторами обычно являются бывшие бортпроводники.
– А сколько стоило твое обучение, и что ты в итоге получил?
– По итогу я получил допуск к полетам, а также сертификаты того, что могу спасти людей на суше и на воде. Но я не хотел летать на малогабаритных самолетах – поэтому переучился, чтобы работать на Боинге-767. В 2013 году на комиссию ВЛЭК я потратил десять тысяч, обучение обошлось в 45 тысяч и переобучение для работы на другом боинге – еще восемь тысяч. В последний раз, когда я изучал стоимость обучения в этой школе, она была уже около 75 тысяч рублей.
– Кстати, из чего складывается зарплата бортпроводника?
– Из времени, проведенного в воздухе, и командировочных дней.
– Пригодились ли тебе в обычной жизни знания о том, как вести себя в экстремальных ситуациях?
– Да, как-то у родственников в частном доме загорелась печь. Когда я туда приехал, то снаружи дом выглядел нормально, но открыл дверь, а там – все в дыму, только возле пола еще оставался небольшой просвет! Я тут же скинул флисовую кофту, мокнул в бак с водой и пополз искать человека, который там жил. Спас ему жизнь – и сделал это все на автомате, как нас учили, по инструкции. Но в самолете у меня, к счастью, не было ничего подобного.
– Ты работаешь в чартерной авиакомпании. Много ли там мужчин твоей профессии?
– Раньше это была больше женская профессия, но с 1998 года одобрено новое общее название для людей, работающих на самолете – «бортпроводник». А как говорят у нас в авиации: бортпроводник – это существо бесполое. Впрочем, на этом внимание не акцентируют, к тому же в авиации есть девушки-пилоты. Сейчас каждый, кто обладает хорошим здоровьем, может работать в авиации.
– Какие требования предъявляются к бортпроводникам?
– В компании есть документ, где прописано, какой должен быть рост у экипажа. Не ниже 160 см и не выше 190 см. К примеру, минимальный рост предусмотрен для того, чтобы ты смог закрыть верхнюю багажную полку. В авиакомпаниях не приемлют татуировки на открытых участках тела. Иногда у человека могут заранее спросить, есть ли вообще татуировки на теле – если да, то не возьмут. Но когда очень хочется летать, то люди татуировки сводят.
– Каких необычных пассажиров ты встречал?
– Чаще люди запоминаются по разговору. С иностранцами иногда интересно поговорить. Как-то итальянец летел с русской женой. И у меня есть всего одна фотография со знаменитостью, с рэпером Noize MC.
– У тебя есть какой-нибудь обряд перед полетом?
– Я не суеверный. Обряд один – хорошо подготовиться к рейсу, выспаться и прийти на работу в хорошем настроении. Но хочу пояснить, у всех, конечно, есть свои страхи, не боятся только дураки! Я, к примеру, боюсь летать на маленьких самолетах, потому что там жуткая турбулентность.
– Перед вылетом бортпроводников проверяют на пригодность к полету?
– Да, перед каждым вылетом мы проходим медконтроль. Как и остальные пассажиры, бортпроводники и пилоты проходят через рамки металлоискателей, у нас досматривают багаж, но делаем мы это в отдельном от пассажиров месте.
На моей памяти был только один случай, когда коллегу не допустили на борт из-за высокой температуры. На этот случай всегда есть резервный сотрудник. Еще бортпроводники и пилоты могут не улететь за границу, если у них есть долги по штрафам, кредитам, ЖКХ и другие подобные.
– А как вы питаетесь на борту, форму вы сами покупаете, или вам ее выдают?
– Выдают, две рубашки в год. А вот пиджак, жилетку, брюки, туфли и фуражку выдают на два года.
Что касается питания, то есть еда для пассажиров, а есть – для экипажа. Бортпроводники и пилоты едят более калорийную еду. Питаемся мы после того, как накормим пассажиров и соберем у них весь мусор. Делаем это по очереди, пилоты едят тоже по очереди.
– Бывает так, что в полете неожиданно клонит в сон? Ты можешь поспать?
– Ночной перелет самый тяжелый. Если в руководстве по полетам авиакомпании прописано, то бортпроводники по очереди могут отдохнуть. По своему опыту могу сказать, что иногда даже сидя можно вздремнуть всего 15 минут, чтобы перезарядиться.
– Страдают ли отношения с семьей, пока ты в воздухе?
– Да, ты жертвуешь временем, которое бы мог провести с семьей. Иногда можно в перелетах провести от одной до трех недель. Но о выборе профессии я не жалею, это лучшая работа в мире!
– И все же, случаются конфликтные ситуации на борту самолета между бортпроводниками?
– На самолете категорически запрещено ругаться между собой, но иногда бортпроводники могут «покусаться». Главное, чтобы это было незаметно в салоне. Для этого мы проводим послеполетный брифинг, где разбираем проблемы.
– Когда ты летаешь, то у тебя каждый раз новая команда?
– Работа бортпроводника тем и интересна, что когда ты заходишь на самолет, то каждый знает, что он должен делать. Мы работаем, как одна семья, хотя можем видеть друг друга первый раз в жизни. Бригады бортпроводников постоянно смешиваются, меняются пилоты, чтобы экипаж не привыкал друг к другу.
– А старший бортпроводник может себе выбирать команду для полета?
– Нет. Это делает специальная программа, которая расставляет бортпроводников в графике, исходя от отработанных часов и по другим параметрам.
– Читала интервью бывшей бортпроводницы, где главным минусом профессии она назвала хроническую усталость. Страдаешь ли ты от этого?
– Да, когда бывает подряд несколько ночных перелетов. Накапливается усталость, сбивается режим, поэтому отпуск предоставляют на 70 дней плюс недельная добавка тем, кто живет на Дальнем Востоке. Отпуск обязательно надо отгулять, никаких компенсаций вместо него не платят.
– А какие еще у тебя бонусы от того, что ты работаешь бортпроводником?
– Возможность не выкладывать из чемодана шорты, тапочки и очки в январе. Я привожу домой косметику, фрукты из жарких стран. Кстати, в чартерной компании нет бонусов на скидки или бесплатные перелеты.
– До какого возраста ты можешь работать?
– Пока буду проходить медкомиссию. В авиации есть возрастные сотрудники. В Америке, к примеру, бортпроводником работает 80-летняя бабушка, которая посвятила этой профессии 62 года!
– Людям, которые хотели бы освоить твою профессию, что им посоветуешь?
– Достаточно иметь желание летать и увидеть мир, потому что работа очень интересная, особенно для тех, кто любит общаться с людьми и постоянно менять обстановку вокруг себя.
Елена Барабанова
Раньше это была больше женская профессия, но с 1998 года одобрено новое общее название для людей, работающих на самолете – «бортпроводник». А как говорят у нас в авиации: бортпроводник – это существо бесполое!»
Иногда курсы бортпроводников можно пройти не только в Москве, но и в нашем Хабаровске, но для этого нужно отслеживать все новости в этой сфере. Пока же, по словам Максима, кадровой текучки в нашем городе нет.

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +18, 3 м/c В

21.08
день
+21..+23
4 м/c  В
21.08
вечер
+17..+19
3 м/c  В

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
66.7840 0.1758
EUR, ЦБ РФ
73.9766 0.0282
JPY, ЦБ РФ
62.7463 0.2533
CNY, ЦБ РФ
94.5520 -0.0042

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика