Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

16-23 октября 2019, №43 (1360)
16-23 октября 2019, №43 (1360)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Новый проект ДВТПП поможет бизнесу на рынке госзакупок

Новый проект ДВТПП поможет бизнесу на рынке госзакупок
Фото: Директор по развитию ДВТПП Иван Загорский на презентации проекта.Мечта о заказчике
Конкурировать с крупными поставщиками на равных, заключать миллионные контракты с федеральными корпорациями, работать не в ноль, а с прибылью – мечта регионального бизнеса. Которая вполне может стать реальностью.
В Дальневосточной торгово-промышленной палате (ДВТПП) разработан проект, призванный помочь местным предпринимателям найти своего заказчика среди крупнейших государственных и коммерческих корпораций. Мы побывали на презентации проекта.
Контракт невозможен?
Директор по развитию ДВТПП Иван Загорский еще в бытность замминистра экономического развития Хабаровского края заметил несправедливость в распределении федеральных ресурсов. В том числе и из-за этого мы наблюдаем отток бизнеса и профессиональных кадров с Дальнего Востока, имеем ряд других экономических проблем на уровне региона, таких как неравноценная стоимость единицы услуги в сравнении с западом. И это не настолько вина крупных заказчиков, сколько их беда. Проблемы наблюдаются на разных уровнях и сейчас, по словам экспертов, самое время их решать.
Если говорить про сложности поставщиков при взаимодействии с заказчиками, то Иван Загорский выделяет несколько основных. Допуск к процедуре становится для местного бизнеса непреодолимым барьером. Многие направления просто недоступны: заказчик ставит такие требования по обороту, опыту работы или указывает какие-то иные, весьма специфичные критерии, что фактически это – входные ограничения для большинства дальневосточных компаний.
– Очень часто заказчики много лет заключают контракты на поставки с один и тем же единственным поставщиком. Как уже не раз отмечают в ФАС России, около 90% закупок происходит у единственного поставщика, даже если есть конкурентные предложения. Собственно, конкуренты не могут сделать этого предложения, поскольку о таких закупках широкую общественность не информируют, – указал Иван Загорский.
По его словам, очень часто поставщики сталкиваются с проблемами, связанными с ценообразованием, – изначальная стоимость лота занижена донельзя. То есть, взяв на себя контракт, производители будут вынуждены работать в лучшем случае с копеечной выгодой. И другого выхода, чтобы хоть как-то продержаться на рынке, для последних просто нет. Приходится из раза в раз браться за такие конкурсы.
Еще один нюанс связан с объемами закупок. Есть контракты, стоимостью в несколько миллиардов рублей, в которых обозначена конкретная продукция, но их производитель, наоборот, взять не может – не потянет объемы. Даже само исполнение предусматривает сначала выполнение поставок, а затем расчет, что не дает производителям укрупнять свои мощности под контракт. Попытки предпринимателей как-то разрешить ситуацию ни к чему не приводят. Перед ними просто закрываются двери.
Загнали в угол
У заказчиков тоже есть проблемы. Так, за много лет существования 223-ФЗ и до этого, когда происходила монополизация рынка, заказчики зачастую закупали продукцию у кого-то одного. Им так было проще: поставщик знаком, качество товара проверено. Но простота вышла боком.
Рынок деформировался, ушли компании, которые в условиях открытой конкуренции могли бы выполнять контракты. Фактически произошла монополизация, и сейчас сами же заказчики страдают от нее: при форс-мажорных обстоятельствах им не у кого добирать объемы.
Есть проблемы и со складской логистикой. К примеру, в 2017 году крупный энергохолдинг «РусГидро» испытывал трудности с обеспечением «северного завоза» – необходимое количество продукции просто до них не дошло. В итоге, энергетики обратились к мелким производителям на местах, чтобы добрать объемы.
Добавляют проблем перепродажники, они же фирмы-прокладки.
– Когда заказчик пытается выйти на сторонних производителей, то автоматически включается 135-ФЗ. В итоге реальные производители становятся на одну планку с перепродажниками, которые, даже имея уставной капитал в 10 тысяч рублей, не боятся попасть в РНП (реестр недобросовестных поставщиков – Прим. Ред.). А цены они предлагают максимально низкие, фактически ничем не рискуя. Это неправильная конкуренция! – уверен Иван Загорский.
Сейчас все дошло до того, что крупные заказчики стали обращаться в Дальневосточную торгово-промышленную палату с просьбами, чтобы те совместно с Федеральной антимонопольной службой перевели конкуренцию на рынке в плоскость исключительно производителей. Таким образом они будут соревноваться только сами с собой, без включения фирм-прокладок.
Даёшь 400 миллиардов
Все эти проблемы надо решать уже сейчас. Как известно, президент страны в прошлом году подписал 204-й указ, в соответствии с которым принято 12 национальных проектов, и один из них «Развитие малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы». Там есть пункт, в котором прописано увеличение закупок у МСП в два раза. Кроме того, говорится там и о Дальнем Востоке, а именно – есть задача поднять оборот до 400 миллиардов рублей до 2024 года. Для сравнения, сейчас у нас он составляет 70 млрд.
– Потенциал у нас +96,3%, то есть, на данный момент мы берем от общего оборота меньше трех процентов! Сейчас мы только в начале пути, потому что реальная работа по нацпроектам началась только в 2019-м году. Значит, самое время брать и делать, – оптимистично настроен Загорский.
По его словам, достичь цели можно только общими усилиями и ДВ ТПП готова оказать содействие. Организация располагает 180-ю отделениями по всей стране – на 75% в нее входит малый и средний бизнес (более 52 тысяч предприятий). Это не просто общественная организация – это большое количество коллег в регионах, с которыми можно взаимодействовать и активно обмениваться опытом.
– Есть еще один нюанс – у каждого плана есть наименование, сроки и ответственные за него. Так, за пункт, который интересен дальневосточному бизнесу, ответственность несет Александр Арнольдович Браверман. Да, о его организации (АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса» – Прим. Ред.) звучит много негатива, но есть один момент – когда он становится за что-то ответственным, то это сразу входит в указы президента или другие нормативные документы. Кроме того, нас поддерживает правительство Хабаровского края, – уточнил эксперт.
Плюсы проекта
Если вернуться к проекту, о котором рассказывает Иван Загорский, то все его составляющие производитель в принципе может выполнить сам, если разберется в вопросе и изучит все тонкости. В первую очередь, необходимо самостоятельно озаботиться мониторингом закупок. Для этого есть единая информационная система и другие ресурсы. Например, можно пользоваться сайтом корпорации МСП, изучая потребности заказчиков по всей стране. Кроме того, у каждой крупной компании есть своя программа партнерства, которой не стоит пренебрегать.
Не стоит забывать, что все серьезные решения по поставщикам-производителям принимаются в Москве. Здесь на местах денег очень мало и это подтверждается многократными попытками выйти на закупки через местный уровень. Соответственно, производителю придется очень часто летать в столицу и участвовать в различных профильных мероприятиях. Очень важны и личные контакты — необходимо будет искать выходы на представителей органов власти, возможных партнеров и конкурентов. По оценкам Загорского, для этих задач необходимо выделить не менее трех человек.
– Допустим, что вы сейчас пользуетесь ресурсом «ДВ-тендер». То есть, проанализировав количество информации за последний год, вы поймете, что необходимо в сжатые сроки обрабатывать макро-данные. Мы же предлагаем снять с себя эти сложности и пользоваться ресурсами и возможностями, которые есть в распоряжении Дальневосточной торгово-промышленной палаты, – отметил Загорский.
Естественно, что без предварительных договоренностей подобные проекты не запускаются. Представители ДВТПП уже провели в Москве переговоры с представителями РусГидро и Россетей и получили от госкорпораций первую информацию об их потребностях. Теперь здесь, на местах, необходимо получить обратную связь от местных производителей – их данные передадут потенциальным заказчикам, после чего начнется проработка деталей по каждой позиции.
Интересное предложение также прозвучало от Интер РАО: в энергохолдинге согласны взять дальневосточных производителей для проведения аудита и если кто-то из них сможет выпускать необходимые корпорации наименования соответствующего качества, но при этом организация ограничена в объемах, то в РАО рассмотрят возможность кооперативных контрактов. Представители Интер РАО уже посетили Приморье и Якутию, на очереди Хабаровский край. И это только начало...
Согласно плану, который приняла Дальневосточная торгово-промышленная палата, в ближайшее время им необходимо внести в свою базу не менее трех тысяч позиций, выпуском которых занимаются в Хабаровском крае. Это необходимо для выхода с предложениями на госкорпорации. Также, до конца года планируется заключить минимум пять контрактов на поставки местной продукции.
Дело за производителями – от них в ДВ ТПП ждут обратную связь.
Александр Янышев
Фото автора

Связь между госкорпорациями и производителями должна быть двусторонней. Только так система госзакупок станет реально эффективной. В нацпроекте «Развитие малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы» есть пункт, в котором прописано увеличение закупок у малого и среднего бизнеса в два раза.

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -15, 9 м/c Ю-З

15.11
день
-12..-14
12 м/c  Ю-З
15.11
вечер
-13..-15
10 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
64.2101 0.0092
EUR, ЦБ РФ
70.6761 0.0037
JPY, ЦБ РФ
59.0791 0.2547
CNY, ЦБ РФ
91.4674 -0.0364

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика