Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

17-24 апреля 2019, №17 (1334)
17-24 апреля 2019, №17 (1334)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

"Комиксы - моя страсть"

"Комиксы - моя страсть"
Фото: Кто-то боится комиксов, многие считают их безделицей, а их авторов не принимает всерьез, мы же увидели человека, необычайно увлеченного, светлого и верящего в свое дело. Фото Елены Барабановой
С оттенком скандальности прошел в визит и лекция в Хабаровске одного из создателей американских комиксов, художника Рона Реже. Достаточно камерное просветительское мероприятие сопровождал протестный пикет, а также последовавшая позже странная публикация в одном из местных СМИ, в которой сообщалось, что якобы ряд местных деятелей культуры не одобряют такие «веселые картинки». Однако так ли это на самом деле?
Пришедшие на лекцию хабаровчане внимательно слушали зарубежного гостя и не знали, что за дверями на улице разыгрывается созвучный нашему времени трагифарс: здесь двое молодых людей, скрывая свои лица, удивляли случайных прохожих непонятной картинкой и плакатом: «Спасибо госдеп! Но такая «культура» нашей молодёжи не нужна!» (орфография и пунктуация сохранены). Картинка, как позже выяснилось, была позаимствована из одной из работ г-на Реже. А вот чего хотели добиться неизвестные пикетчики – так и осталось неизвестным.
Ну а пока на улице «кипел наш разум возмущенный» в коворкинг-центре «Точка кипения» было тихо, все внимательно слушали лекцию.
Как выяснилось, господин Реже оказался в Хабаровске при поддержке известного городского проекта «Персона грата» и консульства США во Владивостоке. Будучи проездом во время путешествия из Лос-Анджелеса, художник посетил с лекциями три дальневосточных города – Хабаровск, Владивосток и Биробиджан. Рон Реже также стал специальным гостем на международном фестивале комиксов в Тюмени. Ну а в культурной столице Дальнего Востока его пришли послушать около пяти десятков человек разного возраста.
Жёлтые истоки
Некоторые исследователи комиксов находят их истоки чуть ли не в доисторических временах, отсылая нас к первым наскальным рисункам пещерных людей, символам цивилизации Майя или египетским иероглифам.
С другой стороны, мифология, индустрия и феномен успеха этого вида печатной продукции сложились лишь в ХХ веке и имеют явную географическую локализацию: тут сразу вспоминается самобытная японская манга, имеющая многочисленных поклонников, в том числе и в нашем крае, малоизвестная нам европейская графика, ну и, конечно, наиболее влиятельные сегодня и даже пугающие некоторых ревнителей устоев американские комиксы.
Хотя знатоки литературы, конечно, без труда вспомнят, что в зачаточном виде легкомысленные «истории в картинках» дозволялись даже в Советском Союзе, вспомните, к примеру, революционные «Окна РОСТА» в исполнении Владимира Маяковского!
В основном, правда, комиксы жили в отведенной им резервации детских журналов. И многие наши дети еще 50-х годов с нетерпением ждали очередного выпуска «Весёлых картинок», где регулярно попадали впросак веселые человечки во главе с Буратино и Чиполлино, а также журнала «Мурзилка», где вместе с одноименным репортером решал загадки и постоянно сражался с многочисленными хитрыми агентами зловещей Ябеды-Корябеды. Ныне же, в эпоху глобализации, наверное, почти любой ребенок знает имя Бэтмена, Супермена или зеленого Халка, а вот желтый меховой Мурзилка ему совсем не знаком...
Американская история
Стоит отметить, что Рон Реже в своей лекции, оставив в стороне японскую и европейскую ветвь этого вида массовой культуры, сосредоточился на том, что ему больше знакомо – на американских комиксах. При этом он напомнил хабаровским слушателям одну из популярных версий возникновения комиксов в их нынешнем виде. Согласно этой версии, первые забавные истории в картинках появились в конце ХIХ века на страницах бульварных газет.
Ну а первым героем стал «Жёлтый малыш», которого так назвали из-за самой дешевой краски для газет. Собственно, оттуда же родом и происхождение термина «желтая пресса», навсегда заклеймившего низкопробные СМИ, дурачивших читателей выдуманными «скандалами, интригами и тайнами». Что ж, с той поры мы, похоже, недалеко ушли...
После массового успеха «Жёлтого малыша» такие рисунки получили широкую популярность, тренд подхватили многие американские газеты и стали соревноваться между собой, пытаясь выделиться. Газеты были огромного формата, а комиксы публиковали на целый разворот с продолжением в следующем номере. Ключевым словом в этом сюжете стало «продолжение».
Ведь теперь поклонникам «малыша» или сыщика Пинкертона, чтобы быть в курсе всех поворотов запутанного сюжета, нельзя было пропускать ни одну газету! В итоге постепенно комиксы стали печатать отдельными журналами и выпускать их раз в месяц. Так появился отдельный, новый жанр массовой культуры, началась эпоха комиксов.
Со временем жанр стал популярен у детей, которые толпились около киосков, чтобы купить новый выпуск на отложенные заранее деньги. В 1950-х годах это привело к тому, что правительство США запретило детям читать комиксы. Доходило дело даже публичных костров из комиксов на улицах! Так что, как видим, хабаровские пикетчики не так уж оригинальны, хотя возле местных комикс-магазинов этих «блюстителей нравственности» почему-то прежде не замечали...
В итоге американские издатели стали искать форматы и персонажей, больше подходивших для неокрепшего детского сознания. В результате появившиеся в конце 30-х положительные супергерои стали менее жестоко бороться со злом. Этот жанр, как мы все сегодня знаем благодаря Голливуду, процветает до сих пор.
Андеграунд в мире картинок
Рассказ г-на Реже хабаровчане слушали внимательно, пытаясь понять английскую речь, прежде чем переводчик интерпретирует ее на русский манер. Как признался уроженец Куинси (штат Массачусетс), он уже с пяти лет полюбил комиксы.
Впрочем, далеко не все комиксы. Нынче это всеобъемлющая индустрия, которая производит продукцию буквально на любой вкус, жанр и уровень. Ныне уже далеко не редкость комиксы, которые перелагают на свой язык реальные истории восстания декабристов или полета Гагарина, а также литературные произведения классиков, будь то Диккенс или Толстой.
К началу ХХI века произошел еще более разительный скачок: часть произведений наиболее продвинутых авторов ломает все форматы жанра, получает авторитетные литературные (!) премии, появляются классики, которых критика даже ставит на одну ступень с другими формами искусства.
Появляются и фанаты, авторы самодельных комиксов-«фэнзинов», которые объединившись и начинают печатать свои истории на ксероксе. Их распространяют бесплатно или продают по номинальной цене, чтобы только покрыть стоимость доставки и производственные затраты. Авторы делились по интересам – панк, музыка, фантастика и т.д.
Вот к этому направлению относит себя и Рон Реже. По его словам, с комиксами он познакомился в 1980-х, тогда же открыл для себя панк-рок и искусство андеграунда в Америке.
Его любимым комиксом по-прежнему остается Love & Rockets («Любовь и ракеты»). Авторы братья Гилберт, Хайме и Марио Эрнандес как раз делали и множили свои комиксы самостоятельно, минуя крупные издательства. Это вдохновило Рона Реже, и он понял, что хочет заниматься тем же всю жизнь. «Комиксы – моя страсть», – признается американец.
«Читателю должно быть сложно»
В 90-х годах он устраивается в студию ксерокопирования, где проработал десять лет. Параллельно он учится в художественном колледже. К 20 годам он начинает обмениваться комиксами по почте с друзьями по переписке. Он и сейчас занимается этим.
Ну а его друг основал компанию, которая выпускала комиксы большого формата. Так, по его словам, появились первые «графические романы» в виде книг, чаще в твердом переплете.
Поворотным моментом в развитии культуры комиксов Реже считает 1992 год, когда Арт Шпигельман получил Пулитцеровскую премию за графический роман «Маус». Он основан на истории его отца, который пережил Холокост. Форма серьезного романа необычна: евреи в этой трагической истории представлены в виде мышей, а фашисты – в виде кошек.
Впрочем, Рон Реже, естественно, охотно рассказал и собственном творчестве. К настоящему моменту он выпустил пять крупных комиксов, тиражом от двух до пяти тысяч экземпляров. Свои истории американский художник сам считает тяжелыми для восприятия. Прежде всего, он творит в черно-белой гамме, хотя последняя книга была цветной. Однако как настоящий экспериментатор он предпочитает брать древние или религиозные тексты, которые пересказывает в виде комиксов. К примеру, среди них есть иллюстрированное изложение неоднозначных теорий религиозного философа Елены Блаватской (которую некоторые ученые, впрочем, считают просто шарлатанкой – Прим. Ред.).
При этом и текст к его картинкам написан так, что его сложно прочитать. Так Рон Реже пытается сломать стереотип, что комикс должен читаться быстро. Художник уверяет, что читатель серьезных, неоднозначных произведений и должен продираться сквозь текст, вглядываться и читать их медленно.
Показал хабаровчанам американский художник и некоторые свои работы. Лично мы не увидели в них ничего аморального – только искреннюю улыбку увлеченного человека, который делился своим творчеством с такими же любителями комиксов...
Елена Барабанова, Семён Дубов

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +5, 5 м/c С

25.04
день
+9..+11
4 м/c  С
25.04
вечер
0..+2
2 м/c  В

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
63.9798 0.1892
EUR, ЦБ РФ
71.7150 -0.0303
JPY, ЦБ РФ
57.2142 0.1794
CNY, ЦБ РФ
95.2406 0.2972

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика