Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

24-31 октября 2018, №44(1310)
24-31 октября 2018, №44(1310)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Прощай, "Дальдизель"!

Прощай, "Дальдизель"!
Фото: Немного странно, что памятник Ильичу на бывшем заводе есть, а вот его создателю Ванкову – нет. Фото amurmedia.ru
Об истории многих хабаровских предприятий принято говорить, как о мертвых – либо хорошо, либо ничего. Впрочем, кто-то и поныне горячо ругает «ельцинские власти», разворовавшие все и вся, порушив нашу славную промышленность, другие философствуют о закономерном приходе новой, постиндустриальной эпохи и виртуальной экономики. О прежних временах напоминают лишь останки былых промышленных гигантов. Ярким примером резких поворотов истории служит и хабаровский завод «Дальдизель», канувший в Лету лишь десяток лет назад.
Военные люди основали пост Хабаровка, и именно нужды военных стали причиной появления здесь собственного металлургического производства. Так появляются первые зародыши будущей промышленности – мастерские.
В 1877 году из Николаевска-на-Амуре в Хабаровку перевели артиллерийские части. Для них в 1883-му на южном склоне Артиллерийской горы на берегу Амурской протоки построили два небольших здания (каменное и деревянное), которые стали первыми корпусами Артиллерийского склада. В 1888-му при складе и возникли мастерские, которые стали заниматься ремонтом орудий и зарядных двуколок. Для небольшого поселения на окраине страны они были хорошо оснащены. Производство небольшое, но передовое, как отметил во время посещения Хабаровска в 1891 году цесаревич Николай Александрович.
Дитя Ванкова
Превращение мастерских в завод началось, когда сюда из Ташкента прибыл полковник Симеон Николов Ванков, болгарин, имя и отчество которого «русифицировали» в Семёна Николаевича. Его назначили начальником Хабаровской окружной артиллерийской мастерской, образованной 7 июня 1898 года.
Семён Николаевич обладал инженерным образованием, что позволило ему развить кипучую деятельность по преобразованию мастерских. В них смонтировали 14 паровых агрегатов мощностью в 16 лошадиных сил, лесопильню, металлорежущие станки, четыре горна для плавки металла и первую в Хабаровске «вагранку» – печку для плавки чугуна.
Помимо технических новшеств, директор предложил, чтобы мастерские начали работать и для гражданского населения. Так начался выпуск различного оборудования для судоходства, лесопилок, мельниц. К 1901 году производство расширили в 16 раз, но справиться с потоком заказов растущего города было сложно. К этому времени Ванков задумался над строительством завода.
В 1899-м по вопросу о возведении в Хабаровске завода принято положительное решение. Закладка состоялась 27 мая 1900 года. В августе 1902-го работы в старых мастерских приостановлены, и начался перенос оборудования на новое место. Также начали поступать новые машины и станки из Петербурга. И уже 21 ноября 1902 года состоялось торжественное открытие новых корпусов. А в 1908-м предприятие получило новое название: мастерская превратилась в завод «Арсенал».
На большой территории завода находились также водонапорная башня, кухня, казармы (вначале на заводе работали только солдаты), канцелярия и даже церковь! На предприятии работали литейный, кузнечный, токарный, слесарный, механический, лесопильный, столярный и сборочный цехи. Были установлены новые паровые машины мощностью в 25 лошадиных сил. Два паровых котла обеспечивали работу динамо-машины и трех кузнечных молотов.
Заботился Ванков и о социальной стороне предприятия. Он открыл ремесленную школу для детей рабочих завода, таким образом организовав подготовку кадров.
Благодаря усилиям Ванкова продукция «Арсенала» стала успешно конкурировать с импортными товарами, поставляемыми в город фирмой «Кунст и Альберс». Завод производил плуги, рубанки, кровати, а вооруженные силы снабжал даже винтовками. В годы русско-японской войны завод также поставлял снаряды для артиллерийских орудий и осуществлял ремонт самой артиллерии.
Семён Ванков известен в Хабаровске не только как управляющий завода. Он активно участвовал и в городской жизни. Ванков отстаивал идею создания водопровода, а также электрификации города. Тем более что опыт имелся – корпуса завода, казармы и квартиры заводского начальства уже освещались электрическим светом. Благодаря усилиям Ванкова построена первая хабаровская электростанция, которая 1 ноября 1906 года дала первый ток. Также Семён Николаевич с 1907 года возглавил совет Приамурского отдела Императорского географического общества и Приамурский отдел Русского технического общества. Также Ванков был почетным председателем и общественным директором краеведческого музея. Занимая этот пост, он содействовал Владимиру Арсеньеву в организации экспедиций для изучения Приамурья.
Но в 1913-м Ванков покинул Хабаровск из-за нового назначения на пост начальника Брянского арсенала. В советское время был преподавателем, занимался в Москве научной работой в сфере цветных металлов, умер в 1937-м, в возрасте 79 лет, вдали от Болгарии, Брянска и Хабаровска.
После краха
Когда началась Гражданская война, выбор хабаровского «Арсенала» был очевиден: бороться за Советскую власть. Еще в 1905-м,
во время первой русской революции, на заводе появилась социал-демократическая группа. Рабочие завода в 1917-м одними из первых поддержали переход власти в руки большевиков. В годы Гражданской войны «Арсенал» продолжал производить оружие и снабжать им Красную армию. Когда Хабаровск захватили силы атамана Калмыкова, продукция завода попадала и в руки белых. Однако рабочие старались саботировать выполнение заказов калмыковцев и японцев, по возможности пряча оружие для партизан.
К концу войны «Арсенал» был в плачевном состоянии: многие квалифицированные рабочие погибли в боях и из-за белого террора, цеха не работали, сырья не было. Несколько раз поднимался вопрос о закрытии завода. Выход нашли сами рабочие: все полученные деньги они превратили в оборотный капитал предприятия. Завод был переведен на коммерческие начала, чему способствовала новая экономическая политика (НЭП). И вновь «Арсенал» стал выполнять не только военные, но и частные заказы на металлические, деревянные и шорные изделия – ремни, сумки, упряжь. Рабочие производили рамочные ульи, бочки для кеты и многое другое.
Местные власти тоже не оставили завод. «Арсенал» перевели в число гражданских предприятий, поручив изготовление сельскохозяйственных машин. В 1924 году завод получил новое название – «Дальсельмаш».
Правда, оставались проблемы с сырьем. Для своих первых машин рабочие сами собирали всякий металлолом: бракованные вагонные оси, старые бандажи, негодные стволы от орудий. В 1923 году завод изготовил продукции на 60 тысяч рублей, а на следующий год – в 6,5 раз больше. За 1924–1925 годы произведено
843 плуга, 215 соломорезок, 124 молотилки, 70 окучников, 174 веялки.
«Если завтра война...»
В годы индустриализации «Дальсельмаш» превратился в предприятие не просто краевого, а практически республиканского значения. Совершенствовались конструкции сельхозмашин, улучшались технологии производства. С «Дальсельмаша» техника шла как на поля края, так и в другие регионы. Были и заграничные поставки: в 1928-м завод получил заказ из Китая на изготовление бобовых молотилок.
В 1934 году на заводе проведена техническая реконструкция. А в 1935 году предприятие получило новое имя – «Хабаровский государственный механический завод имени В.М. Молотова». Начали готовиться к войне: из-за вооруженных конфликтов с Японией предприятие стали приспосабливать к ремонту и производству военной техники.
В начале Великой Отечественной войны завод не избежал кадровых потерь: на фронт ушло 374 ква-
лифицированных работника. Взамен в первые месяцы войны пришло 1100 новичков, среди которых
472 женщины, а остальные – подростки 15-17 лет. Работа шла по-стахановски: с субботниками, воскресниками и сверхурочными. Рабочий день сверловщика и сварщика составлял 11,3 часа, токаря – 12,6, фрезеровщика – 12,8, слесаря – 13,4 часа.
Завод тогда производил двигатели внутреннего сгорания, чей выпуск наладили еще в предвоенный период. Также завод занимался и военным производством. На фронт шли артиллерийское вооружение и боеприпасы – мины, снаряды, гранаты, а еще тележки для миномётов. Но основной продукцией стала 76-миллиметровая пушка ЗИС-3.
Агония «Дальдизеля»
С окончанием войны на заводе возобновился выпуск сельскохозяйственных машин. А с 1950-го главной продукцией стали дизельные двигатели. В честь них завод в 1960-м и получил новое имя – «Дальдизель». Началом стало производство 25-сильных двигателей внутреннего сгорания. В 70-е годы завод уже создавал двигатели мощностью до 400 лошадиных сил. Предприятие не только снабжало судовыми двигателями и генераторами полстраны, но и вывозило их за рубеж, продукция «Дальдизеля» поставлялась в 30 стран!
Бывший мастерские, превратившиеся в завод, пережили революции и войны XX века. Даже в самых тяжелых условиях предприятие умудрялось сохранить производство, пусть в самых малых масштабах. Уничтожить завод смогли только… реформы.
В 90-е годы предприятие было приватизировано и преобразовано в ОАО «Завод Дальдизель». А потом начался упадок. Разваливалось судостроение, дизели стали никому не нужны. Остановились многие производства, закрывались на консервацию цеха, опустевшие помещения начали сдавать в аренду под автостоянки и авторемонт. Если в 1990 году на «Дальдизеле» работало 2400 человек, то к 1999 году их осталось уже 1100. Рабочие вновь стали браться за любые заказы: ремонтировали поршни, изготовляли мотокультиваторы, выполнили художественное литье для нового моста через Амур, отлили памятник маршалу Малиновскому, установленному на набережной. Продолжался и выпуск дизелей – в 1999 году их выпустили почти полторы сотни.
Но к 2004 году «Дальдизель» полностью прекратил производство. Агония длилась еще пару лет, и в 2007-м завод был ликвидирован, а в 2009-м здание и оборудование ушли с аукциона. Сейчас на бывшей заводской территории трудится несколько маленьких предприятий (ООО «Метизы», «Бриз») в окружении заброшенных заводских корпусов – остатков былого величия промышленного гиганта Хабаровска.
Василий Кузьмин, Кандидат исторических наук

Завод пережил революции и войны, а уничтожить его смогли только… реформы

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +1, 2 м/c С-В

25.04
вечер
0..+2
2 м/c  С-В
26.04
день
+11..+13
2 м/c  С

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
63.9798 0.1892
EUR, ЦБ РФ
71.7150 -0.0303
JPY, ЦБ РФ
57.2142 0.1794
CNY, ЦБ РФ
95.2406 0.2972

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика