Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

31 октября - 7 ноября 2018, №45(1311)
31 октября - 7 ноября 2018, №45(1311)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Соцзаказ для предпринимателя

Соцзаказ для предпринимателя
Фото: На монополизированном рынке очень сложно конкурировать с государственными и муниципальными детсадами. Однако предпринимателям, готовым более гибко и оперативно учитывать запросы граждан, это удается. И будет удаваться еще лучше, если государство установит в этой важной социальной сфере прозрачные и общие для всех правила игры. Фото totosha.kiev.ua
Частные детсады, которые позволяют гибко и оперативно реагировать на возросший спрос у родителей, давно уже не редкость в Хабаровске, однако, увы, в этой сфере все еще множество нерешенных проблем. О том, что сегодня мешает предпринимателям активно развивать подобный бизнес в российских условиях, размышляет наш эксперт - Марина Петрова, председатель Дальневосточной ассоциации дошкольных организаций.
Я с 2010 года занимаюсь развитием негосударственного сектора в сфере образования и социальных услуг. Говоря проще, помогаю создавать и развивать частные сады, детские центры, дошкольные группы и т.д. Хочу заметить, что за эти восемь лет произошли огромные изменения: помнится, еще в 2012 году словосочетание «частный детский сад» звучало для чиновников бессмысленно, мол, «так не бывает». Однако постепенно, сначала на федеральном уровне, а затем и в регионах мысль, что сады, кружки, спортивные секции могут быть не только муниципальными или государственными, но и частными, стала постепенно приживаться.
В последние три года на федеральном уровне всерьез заговорили о том, что в социальной сфере (образование, здравоохранение, социальные услуги, физкультура, культура) нужно развивать конкуренцию, открыть доступ к бюджетным средствам частным организациям, а гражданам дать возможность выбора, чьими услугами пользоваться. В связи с этим разработано несколько законопроектов, которые я бы назвала революционными.
Монополия и демпинг
Давайте разберемся, какие изменения ждут социальную сферу в ближайшие годы, к чему нам нужно готовиться и как планировать развитие своего бизнеса, с учетом этих изменений.
В первую очередь нужно отметить, что сегодня ВСЯ социальная сфера является дефицитной, т.е. услуг, которые предоставляют, гражданам явно недостаточно.
Во-вторых, сама сфера монополизирована муниципальными и государственными организациями. Их на рынке около 95-97%! И если несколько лет назад они оказывали услуги за бюджетный счет, а частники – платно, то в последнее время государственные организации потеснили на рынке предпринимателей. А конкурировать с ними сложно: имея огромный ресурс в виде госфинансирования, покрывающий затраты на помещение, на зарплаты сотрудников, на приобретение нового оборудования, можно позволить себе держать стоимость на услуги ниже, чем это вынуждены делать частники. Т.е. попросту демпинговать.
Ситуация эта ненормальна с точки зрения экономической эффективности для бюджета страны, развития конкуренции и качества услуг, которые оказывают государственные организации. На федеральном уровне это хорошо осознают, поэтому о необходимости разгосударствления системы образования, здравоохранения, социальных услуг, культуры и спорта уже говорят несколько лет и даже делают определенные шаги.
Нужно понимать, что это очень сложно: граждане привыкли, что «социалка» у нас практически бесплатна. Поступить так, как в девяностые годы, когда всю торговлю сделали частной за одну ночь, нельзя. Приходится идти маленькими шагами, преодолевая яростное сопротивление отраслевых министерств. Это я объясняю для того, чтобы было понятно, почему изменения в этой сфере очень медленные и тяжелые.
Нужен закон
Итак, министерство финансов РФ, лучше всех, наверное, понимающее ситуацию, в которой находится страна, разработало и предложило правительству РФ проект закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Это, кстати, уже второй законопроект с таким названием. Первый был разработан еще в 2015 году, но так и не дошел до Госдумы, застрял где-то в недрах…
Второй вариант разработан более тщательно, он был одобрен правительством РФ 16 июля 2018 года и внесен в Госдуму на рассмотрение 26 июля.
Для чего предлагается ввести этот закон? Во-первых, для повышения качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг в образовании, здравоохранении, социальной защите, занятости населения, физической культуре и спорте.
Во-вторых, для доступа негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
В-третьих, для создания мотивации для государственных (муниципальных) учреждений к повышению качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, росту производительности труда, общему улучшению организации и повышению эффективности деятельности.
Также этот закон дает возможность участия потребителя услуг в выборе исполнителя услуги, обеспечивая оказание государственных услуг в социальной сфере на основе принципа «деньги следуют за потребителем». Так написано в пояснительной записке к законопроекту.
Что важно: закон направлен на создание равных условий для государственных и негосударственных организаций, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, также в сфере финансирования.
В какой форме предполагается участие в государственных/муниципальных заказах? В виде участия в конкурсе или введения сертификатов. Я, кстати, поддерживаю идею сертификатов, так как в таком случае выбор остается за клиентом, притом это наиболее удобная форма.
Ждём перемен!
Что же революционного в данном законе?
В первую очередь то, что требования к поставщикам должны быть едиными, а не так, как в настоящее время, когда дают привилегии, например, какой-то одной организационно-правовой форме или выдвигают другие дискриминационные требования.
Далее - содержание услуги должно быть конкретно описано и подсчитана полная стоимость. Самое главное, что эта стоимость не может быть меньше той, которую платят государственным/муниципальным организациям. В настоящее же время мы сталкиваемся с тем, что негосударственным поставщикам покрывают только часть затрат по сравнению со «своими».
Очень надеюсь, что уже в ближайшие месяцы этот закон будет принят. 2019 год предполагается посвятить разработке необходимых документов, изменению существующих, приведению в соответствие. А с 2020 года уже все должно функционировать. Правда, частично, эта схема существует, например, в сфере здравоохранения: там работают и государственные, и частные организации. Также в пилотных регионах вводится сертификат на дополнительное образование.
Что этот закон значит для предпринимателей, работающих в этой сфере? Возможность получать финансирование на оказание образовательных услуг, возможность снизить стоимость услуг для клиентов, т.к. часть ее будет финансироваться из бюджета государства, привлечение дополнительных клиентов, которые сейчас не могут посещать ваши сады или центры. Но, так как речь идет об образовании, то нужна лицензия. Думаю, стоит задуматься о ее получении.
Держим руку на пульсе
Хотелось бы обратить внимание коллег на еще один национальный проект, который может иметь значение для тех, кто занимается уходом за детьми, у кого дошкольные группы и детские сады.
Напомню, по указу президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года», разработано несколько нацпроектов, в частности по демографии, образованию, занятости населения и т.д. Так вот - в рамках проекта «Демография» министерство труда РФ предложило, кроме всего прочего, проект «Создание яслей – содействие занятости женщин». В рамках этого проекта предполагается инициировать создание групп по уходу за детьми ясельного возраста от двух месяцев до трех лет.
Меня радует, что министерства не настаивают только на строительстве яслей и садов, понимая, что на это нет денег в бюджете, а планируют развивать частные группы. Для этого предполагается разработать и утвердить профессиональный стандарт няни, обучить желающих, выдать гранты на создание таких групп. К 2024 году планируется обучить около 150 тысяч человек. Еще предполагается возмещать нуждающимся семьям стоимость присмотра.
Конечно, есть и множество вопросов в связи с этим проектом, ведь профстандарт, собственно, уже разработан. 25 декабря Минюст РФ зарегистрировал за №53158 приказ Минтруда РФ от 5 декабря 2018 года «Об утверждении профессионального стандарта «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)». Т.е. один этап уже выполнен. И тут, к примеру, возникает вопрос: будет ли этот профстандарт обязателен для всех или это будет добровольная сертификация?
Еще вопросы: что за обучающие программы, по которым будут готовить этих нянь, кто их будет разрабатывать и кто учить. Есть и реальные опасения – как бы эти «новички» не обрушили наш рынок, получив гранты на создание групп, а потом их благополучно закрыв.
Так что нам надо держать руку на пульсе!
Марина Петрова,
член Международной ассоциации бизнес-консультантов (IAPBC), председатель ОО «Дальневосточная ассоциация дошкольных организаций», член рабочей группы Экспертного совета при правительстве РФ «Социальная политика и повышение качества социальных услуг»

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +5, 5 м/c С

25.04
день
+9..+11
4 м/c  С
25.04
вечер
0..+2
2 м/c  В

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
63.9798 0.1892
EUR, ЦБ РФ
71.7150 -0.0303
JPY, ЦБ РФ
57.2142 0.1794
CNY, ЦБ РФ
95.2406 0.2972

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика