Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

31 октября - 7 ноября 2018, №45(1311)
31 октября - 7 ноября 2018, №45(1311)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Призрак ДВР

Комментировать

МуТОРные споры

МуТОРные споры
Фото: Отметиться на Дальневосточном форуме предпринимателей можно было по-разному. Фото dvnovosti.ru
По призыву президента весь 21 век был назван веком Дальнего Востока. И уж сколько особых, дальневосточных программ и инструментов создано за последние годы: территории опережающего развития (ТОР), свободный порт Владивосток (СПВ), даже оффшорная зон на острове Русском уже утверждена. Но все как-то не видит простой дальневосточник перемен и того самого опережающего развития. Кто виноват и что делать: обсуждают чиновники и инвесторы.
Очереди в резиденты особых экономических территорий пока не наблюдается, констатируют и чиновники, и инвесторы. Но почему? Ведь там и льготы, и налоговые каникулы. Что мешает вывести регион в лидеры экономики?

Что сказал дедушка
Эта тема живо обсуждалась на тематической сессии, посвященной как раз этим инструментам развития, в ходе третьего Дальневосточного форума предпринимателей, прошедшего в октябре в Хабаровске.
По словам Владимира Руденко, замдиректора департамента ТОР и Свободного порта Владивосток в Минвостокразвития, за последний месяц инвесторы серьезно активизировались. По озвученным данным, за этот период потенциальными резидентами ТОРов стали 12 компаний, а Свободного порта – 54. Потенциально эти компании создадут в регионе аж по 54 тысяч рабочих мест в каждом особом экономическом режиме.
Уже привлеченные инвестиции, продолжил Владимир Руденко, показали свою эффективность. Так, один бюджетный рубль, вложенный в проекты, превратился в 18,6 рублей инвесторов. Ранее была поставлена задача привлечь на бюджетный рубль около 10 инвест-рублей. Выходит, опережаем все-таки планы?
Очень помогли инвесторам, считает г-н Руденко, некоторые законодательные меры, касающиеся особых экономических режимов. Например, за последний год в закон об особых экономических зонах добавили новые ОКВЭДы, которые расширили список потенциальных инвесторов, приняли решение о возврате средств инвестору за построенную инфраструктуру.
Также на уровне правительства РФ введена так называемая «дедушкина оговорка»: как объяснил Владимир Руденко, она гарантирует неизменность условий для резидентов. То есть, если был установлен страховой платеж в пенсионный фонд для резидентов в 7,6% (вместо 30% - как у всех остальных предприятий) на весь срок реализации проекта, то он и останется, невзирая на смену правительства или экономической ситуации в стране.
Но проблемы у инвесторов есть, признал Владимир Руденко. Мешает развиваться невнятные правила по предоставлению льготы на недвижимость. Сейчас на законодательном уровне есть некоторые разногласия: то ли вводить установленную для ТОРов льготу с момента получения статуса резидента, то ли с постановки этого имущества на баланс предприятия. Это, к слову, влияет на налоговую базу резидента ТОР или СПВ.

Дорогие хабаровчане
Но это все бюрократические проблемы. Для всего Дальнего Востока характерна и другая серьезная помеха при входе резидентов в ТОРы  и СПВ. Это, по словам Руденко, отсутствие социальной инфраструктуры. Да, в ТОРах отстроены современные предприятия по высшему разряду, но в самих населенных пунктах нет ни достаточного количества школ, ни детсадов, ни больниц, ни дорог. 
Как чистосердечно признался один из несостоявшихся резидентов ТОРа, его высококлассные специалисты просто не могут жить в таких условиях. Звучит для дальневосточников несколько обидно: они-то так живут все время! Не все, правда, некоторые не выдерживают и уезжают...
И действительно, как заметил Сергей Мазунин, руководитель хабаровского отделения бизнес-организации «Опора России», люди не ощущают эффекта от ТОРов и СПВ. Более того, согласно данным некоторых источников, Дальний Восток, в частности, наш край, потерял уже часть заявленных якорных резидентов, а значит, пока идея с ТОРами буксует.
На это Юрий Чайка, министр инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, отметил, что уже на 90% готова дорога «Обход Хабаровска», которая связывает сразу три площадки ТОРов. А якорных резидентов мы, напротив, не теряли, а работали с ними три года, отметил министр. В подтверждение он продемонстрировал спутниковые снимки площадок особых территорий, на которых виден уровень застройки и готовности объектов. И, правда, за три года, как видно на снимках, резиденты не сидели на месте, а наращивали инфраструктуру и производственные мощности.
Более того, как отметил г-н Чайка, последние два года правительство края плотно работало с Минвостокразвития России. И за это время удалось добиться несколько важных изменений. Например, теперь авиазавод «Сухой» может проводить закупки у единственного поставщика, если он является резидентом ТОРа. Ранее он не мог проводить госзакупки в таком режиме. Улучшился, по словам министра, и доступ к финансовым инструментам.
Но есть еще важный момент, который мешает инвесторам прийти в Хабаровский край, это «стоимость» наших работников. По подсчетам Юрия Чайки, работники в регионе – очень дорогие. К примеру, житель Ярославля обходится работодателю в условную единицу. А  вот хабаровчанин, с учетом всех северных льгот, дополнительных дней отпуска, «стоит» уже как 1,25 ярославца. А с комсомольчанами вообще беда: один работник в городе Юности равен 1,85 специалиста из центральной части России. При этом, отметил министр, и зарплата в наших краях выше средней в других регионах. Так что не все работодатели могут позволить себе таких работников.
Между тем, Вадим Заусаев, доктор экономических наук РАНХиГС, считает, что некорректно сравнивать зарплаты и стоимость работника. Ведь не учтено множество факторов и, как минимум, стоимость жизни на Дальнем Востоке. Да, действительно, для работодателей это высокая нагрузка. Но пустое подсчитывание цифр и средней зарплаты ничего не изменит: в первую очередь нужно повышать эффективность производства, считает известный хабаровский экономист.

Все в порт!
Сахалинские коллеги рассказали о своих проблемах в ТОРах и СПВ. У них, по большому счету, история та же, что и у нас. После подхватили обсуждение приморцы: у них резиденты жалуются еще и на невозможность расширить границы особых экономических зон на уровне региона - такие решения принимаются лишь на уровне правительства РФ. А специалисты из правительства Амурской области отметили, что у них тоже есть перспективные территории для входа в режим СПВ, вот только администрация Благовещенска активно инвесторов не привлекает, опасаясь, что те «поработают и уйдут».
Толчком к освоению Дальнего Востока мог бы стать вновь обсуждаемый мост на Сахалин, отметили участники дискуссии. Вот только, по словам Алексея Успенского, министра экономического развития Сахалинской области, мост на материк сам по себе не выгоден. По его данным, по железной дороге могли бы перевозить в год только около 4 миллионов тонн грузов (сейчас примерно 1 млн. - Прим. ред.). Это гораздо меньше оптимистических расчетов железнодорожников, где фигурируют цифры от 9 до 47 млн тонн уже к 2030 году, которые прежде были озвучены в СМИ . 
Лучшей идеей, по мнению Успенского, было бы строительство транспортного перехода с глубоководным портом. Но тогда нужно отстраивать большой промышленный район, чтобы порт с подходящей к нему железнодорожной инфраструктурой мог функционировать на полную мощность. Перспективы для этого есть, считает министр. И для Сахалина такое строительство стало бы мощным толчком для развития экономики.
Но пока подходящего глубоководного порта с нужными магистралями на Сахалине нет. И планы об этом так и остаются на уровне разговоров: что с мостом, что с портом. Хотя в перспективе, конечно, этот путь мог бы стать хорошим транспортным коридором для региона.

Остров невезения
А пока в Хабаровском крае свои планы на грузопоток из Поднебесной. Например, на острове Большой Уссурийский можно было бы построить перегрузочный хаб, который бы концентрировал грузы из Китая в Россию и обратно.
По мнению экспертов, этот проект  может стать настоящей «золотой жилой». Но сейчас наша часть острова не используется, в то время как на китайской стороне всего за 10 лет создали прекрасную экологическую зону.
На заграничной островной части в год бывает по 650 тысяч туристов: там создали парк водно-болотных угодий, несколько музеев. И этот брендированный турмаршрут к «Самой восточной точке Китая» широко востребован у китайских туристов. Есть даже специальные туры для свадеб, семей. Включено и знакомство с российской частью острова. Но погранперехода на Большом Уссурийском нет, а значит, все туристы, которые хотели познакомиться со своим восточным соседом, едут все равно до краевой столицы. 
Кстати, о создании перехода никто из хабаровских чиновников так и не смог ничего добавить: пока эти планы повисли в воздухе.
Еще одна группа хабаровчан разработала для Большого Уссурийского очередную, уже 12-ю концепцию развития. Но, по словам активиста Игоря Оринова, все остальные документы безнадежно устарели. Теперь там хотят создать инновационный центр роботостроения,  изучению нанотехнологий и все это в системе «умного острова».
Правда, последние 60 жителей острова Большой Уссурийский о таких планах пока не знают. У них нет ни грузового хаба, ни нанотехнологий. Хорошо, хоть каменные печи топятся исправно...

Екатерина Васюкова


Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -3, 2 м/c Ю

15.11
день
+2..+4
1 м/c  Ю-В
15.11
вечер
+1..+3
2 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
-67.6812
EUR, ЦБ РФ
-76.0737
JPY, ЦБ РФ
-59.3148
CNY, ЦБ РФ
-97.3382

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика