Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

31 октября - 7 ноября 2018, №45(1311)
31 октября - 7 ноября 2018, №45(1311)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Призрак ДВР

Комментировать

Самый южный в регионе

Самый южный в регионе
Фото: Бикин в вечернее время. Фото anni-sanni.com
В первую очередь Бикин известен тем, что он самый южный город Хабаровского края. И хотя его история в качестве города началась только в XX веке, как поселение он уже существовал с конца XIX века. Получив импульс со строительством Транссиба, Бикин хоть и не превратился в крупный центр, тем не менее, стал достаточно известным населенным пунктом Дальнего Востока со своей историей.

Старший брат
Русский Дальний Восток начал активно заселяться со второй половины XIX века. Однако, до тех мест, где возник Бикин, русские добрались не сразу. Еще в 1893 году здесь была глухая тайга. В этом месте протекала река Бикин, один из притоков Уссури, название которой переводится с удэгейского как «Старший брат». Причем здесь брат, если речь шла о реке? Возможно, что так удэгейцы, проживавшие по берегам этой реки, представляли «взаимоотношения» Бикина с другими речушками. Бикин – старший брат, а многочисленные притоки – его сестры.
Первые казаки основывали свои станицы на юге края, в том числе на берегу реки Уссури. Такое поселение появилось и на левом берегу реки Бикин. Назвали его село Оренбургское. Сам же Бикин возник чуть позднее на противоположном, правом берегу реки, напротив села.
Толчком к появлению поселка Бикин стало строительство Уссурийской железной дороги. Оно предполагало возведение 30 станций в 1894 году. Одной из этих станций северного участка Уссурийской дороги и стал Бикин, он появился в 1895 году как казачий поселок, и назывался тогда Бикинский. Здесь же проходило и строительство железной дороги, участок под номером семь. 
Первыми жителями Бикина стали сами строители станции – вольнонаемные рабочие, прибывшие сюда по переселению, а также закончившие службу солдаты. Но главное, была построена железнодорожная станция, что само по себе способствовало притоку населения.
Казачья станица
В 1897 году Бикин появился в официальных документах – его упомянули в книге первой всеобщей переписи населения Российской империи по Приморской области. В этом году произошло важное для поселка (и не только) событие – торжественное завершение работ по строительству Северного участка Уссурийской железной дороги. Это означало установление постоянного железнодорожного сообщения между Хабаровском и Владивостоком: с 1 сентября 1897 года почтовое, а уже с середины сентября того же года - товаро-пассажирское. 
По новому пути на Дальний Восток хлынули переселенцы. Появлялись новые населенные пункты, а уже существовавшие стали расти. Это случалось по разным причинам. Например, после сильного наводнения 1904 года большая часть населения села Оренбургское перебралась в Бикин. А в 1907 году сюда массово переселились Забайкалькие казаки. Из станицы Козловской сюда было переведено станичное управление. Так, поселок Бикин стал центром станичного округа, а его атаманом стал Никифор Пономарев. 

Бикин в начале ХХ века
Места эти привлекали людей, занятых не только в сельском хозяйстве. В 1905 году владивостокский лесопромышленник Скидельский на территории Бикинской станицы начал строительство небольшого завода. В 1908 году предприятие выпустило первую партию пиломатериалов. Первоначально численность работников была не очень большой – 22 человека. Да и само предприятие было не сильно крупным – главный корпус, в котором находилось пять пилорам для распилки леса, столярный корпус, помещение с двигателем, вырабатывавшим электроэнергию, и склад. Но уже к 1910 году работников было более 60 человек, а в год завод распиливал до 27 500 кубометров.
В самой станице даже была паровая мельница! Но сами подрядчики сельским хозяйством не занимались – они сдавали свои земли в аренду менее обеспеченным односельчанам, а осенью получали с них причитающуюся часть урожая. Хотя были и такие, кто работал и в сельском хозяйстве на себя, имея не очень большие земельные наделы (середняки). У них было по 3-5 десятин, которые они засеивали овсом, пшеницей и гречихой.
Бикин не мог похвастаться большим количеством культурных или образовательных учреждений. Но две школы в поселении было. Первая – одноклассная войсковая школа, в которой училось 32 мальчика и 18 девочек. Чуть позже в Бикине появилось еще начальное железнодорожное училище.  И, разумеется, в поселении была церковь. Ее каменное здание было построено в 1911 – 1912 годах, с пятью золотыми куполами и колокольней.
Да и само поселение было небольшим. Три улицы, на которых, кроме уже перечисленных зданий, расположились трактир, фельдшерский пункт, почтово-телеграфная контора и лавки, из которых только четыре принадлежали русским, а 23 – японцам, китайцам и корейцам.
развитие вверх
Революция и гражданская война тоже нашли свое отражение в истории Бикина, хотя он и не стал ареной серьезных столкновений. В 1918 году в поселении была организована Красная Гвардия, но Советская власть надолго здесь не осталась. Очевидцы говорили, что в поселение часто приезжал атаман Калмыков. По крайней мере, единственным материальным свидетельством с тех лет осталась братская могила на привокзальной площади, где похоронены партизаны, погибшие в боях в 1920 году. По словам одного из жителей, здесь покоятся пять человек.
В 20-е годы Бикин еще мало чем мог похвастаться. А вот в 30-е годы поселение развивалось достаточно бурно. В нем появились курсы медсестер, построили амбулаторию, деревянное здание больницы на 60 коек и роддом на 20 коек.
Старый лесозавод был расширен и механизирован, а вокруг него самого вырос небольшой поселок. В нем был свой клуб с духовым оркестром, драмкружком и радиостудией. Мощности предприятия увеличились, а размер выпускаемой продукции расширился.
Произошли изменения и на железной дороге. В 1933 году началось строительство второй линии железнодорожных путей. Были построены депо, электростанция, Дом связи, клуб на 700 человек, жилые дома рабочего поселка железнодорожников. Даже улицы были вымощены, правда, деревянными тротуарами.
Бикин быстро перерос рамки поселка. В нем было построено 1100 домов, два кирпичных завода, пять школ. Были открыты лесная школа, педагогические курсы, школа для взрослых. Работали девять магазинов сельпо. И вот, 9 ноября 1938 года поселок Бикин получил статус города.
Конец 30-х годов принес Бикину новые стройки. В 1939 году был открыт мясокомбинат, а вслед за ним – мясомолочный. Появились две кустарные хлебопекарни, работали столовая и ресторан. А еще через некоторое время в городе начал работать обозный цех, производивший телеги, сани и другие изделия. Но бурное развитие было прервано войной.

В войну и мир
Как и весь Дальний Восток, Бикин оказал посильную помощь фронту. На территории Бикинского района была сформирована 422 стрелковая дивизия.
Не прекратилось развитие и после Великой Отечественной войны. В 1948 году обозный цех превратился в городской промышленный комбинат, который начал выпускать мебель. В 1953 году в городе появилось строительное управление, начавшее строительство жилых домов и других зданий. В 1975 году начала работу трикотажная фабрика. До середины 90-х годов эти и другие предприятия Бикина работали на полную мощность. Разумеется, как и по всей России, 90-х Бикину избежать не удалось. Но близость к Китаю и налаживание с ним прямого сообщения, обеспечило возможность приобретать недорого строительные материалы, технику и другую продукцию ближайшего соседа. 
В 2000-х началось возвращение на круги своя. И вновь градообразующим стало предприятие  деревообрабатывающей промышленности – ОАО «Бикинский лесной комплекс», уже с современным оборудованием для выпуска пиломатериалов и мебели. А еще в городе работает «Бикинская швейная фабрика», специализирующаяся на пошиве трикотажных изделий, предприятия хлебопекарной и топливно-
энергетической отрасли. И хотя численность населения города почти постоянно сокращалась с 1989 года, город всегда сохранял свое значение как одного из важных пунктов Транссибирской магистрали.

Василий Кузьмин 


Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: 0, 1 м/c Ю

15.11
день
+2..+4
1 м/c  Ю-В
15.11
вечер
+1..+3
2 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
-67.6812
EUR, ЦБ РФ
-76.0737
JPY, ЦБ РФ
-59.3148
CNY, ЦБ РФ
-97.3382

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика