Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

31 октября - 7 ноября 2018, №45(1311)
31 октября - 7 ноября 2018, №45(1311)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Призрак ДВР

Комментировать

Вековой рубеж системы дополнительного образования

Вековой рубеж системы дополнительного образования
Фото: Дети играют в квест-игру «Наследники дальневосточной столицы».
Дзюдо, робототехника, театральные студии: хабаровская система дополнительного образования становится все шире. В городе открываются новые необычные кружки, и сделать жизнь ребенка ярче и интереснее становится все проще. А ведь первый такой кружок в России появился сто лет назад. Как за это время изменилась система дополнительного образования и что сейчас могут предложить хабаровские учреждения?
Как всё начиналось
Первой «секцией» в Хабаровске можно считать старейшую музыкальную школу, которой в этом году исполнилось 92 года! В эти же годы в городе появился первый Дом пионера и школьника, в котором дети занимались гимнастикой, шахматами, шашками, вышиванием, учились автомоделизму, столярному делу. Сейчас на его месте расположился Дворец детского творчества «Маленький принц».
Дальше сеть внешкольных учреждений только росла и ширилась. Появились детские театры, ансамбли, активизировалась работа подростковых клубов по месту жительства. С выходом нового закона «Об образовании» в 1992 году внешкольные учреждения стали называться учреждениями дополнительного образования.
Новое дыхание система получила в 2014-2015 годах. Тогда был принят целый ряд федеральных документов, которые поставили новые задачи перед дополнительным образованием.
– Оно должно стать профессионально ориентированным, создать условия для творческого развития ребенка. В отличие от достаточно жесткой, в плане обязательств школьной системы, дополнительное образование гибкое, оно легче отвечает на вызовы времени. Если оно не будет интересным, дети туда просто не придут. Здесь легче всего провести пробы новых технологий, новых идей и новых программ обучения, – рассказала Ирина Всеволодова, начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы управления образования администрации Хабаровска.
Доступно каждому
Сегодня дополнительное образование в Хабаровске крайне востребовано. В отраслях «Физическая культура и спорт», «Культура», «Образование» в городе успешно функционируют 33 учреждения, в которых созданы все условия для занятий любимым делом, для успешного творческого развития около 40 тысяч детей, подростков и молодежи.
Причем найти свой клуб по интересам можно в любом районе города, а скоро этот процесс упростится: в этом году в России создается огромный навигатор дополнительного образования.
Это такая большая онлайн-платформа, которая позволит выбрать кружок или секцию, не отходя от компьютера. Человек делает запрос определенной секции, а навигатор выдает ему карту кружков со всеми контактами, программами обучения, педагогами, заслугами детей.
Дополнительное образование доступно всем без исключения, в том числе и детям с ОВЗ. В Хабаровске есть опыт работы ряда учреждений с детьми с ДЦП и аутизмом. Ребята активно занимаются творчеством, показывая при этом неплохие результаты.
Помимо муниципальных учреждений в городе больше двух десятков негосударственных. По большей части, это языковые школы, в них занимается чуть больше 2 000 детей. Хотя государство и не может оказывать прямого финансирования таким организациям, все понимают, что они тоже важны и нужны. Поэтому есть система грантов.
Техническое будущее
Сегодня дополнительное образование Хабаровска при поддержке администрации города и правительства края активно развивает робототехнику, Российское движение школьников и Юнармию, кадетское движение и проектную деятельность. Разнообразие и гибкость идей, искрометное творчество, тесная связь с практикой способствуют повышению конкурентоспособности и инновационному развитию города и Хабаровского края.
Здесь подрастают настоящие профессионалы в самых разных сферах деятельности, за ними – будущее Хабаровска и Хабаровского края.
Но если лет десять назад большей популярностью пользовалось художественно-эстетическое направление и спорт, то сейчас востребованы стали робототехника и 3D-моделирование, цифровые технологии и научно-техническое творчество. Доля детей, вовлеченных в эту деятельность, плавно растет.
В соответствии с приоритетным федеральным проектом «Доступное дополнительное образование для детей», доля занятых программами технической и естественнонаучной направленности, к 2020 году в России должна составить 18 процентов. Но уже сегодня с уверенностью можно сказать, что больше 20 процентов хабаровских детей развиваются в этом направлении.
И это является логичным ответом на вызовы времени и кадровые потребности нашего региона. Хабаровскому краю необходимы инженеры и технические специалисты. А кружки и секции могут в этом помочь. Чтобы выпускник школы выбрал такую специальность, ему необходимо попробовать, увлечься техникой еще в школе или даже в детском саду.
Именно поэтому в Хабаровске один за одним появляются центры технического творчества. Один из таких – «Техноспектр» – открылся в 2014 году при активной поддержке городской администрации. Его постарались наполнить самой современной начинкой и стали обучать детей новым программам. Сегодня хабаровские мальчишки и девчонки осваивают здесь робототехнику, киберспорт, автодело, конструирование, шахматы. Есть тут и картинг.
Техническое творчество и исследовательская деятельность для детей – это не просто способ убить время, это возможность для роста и помощь в выборе будущей профессии. Ребята успешно участвуют во всероссийских конкурсах детских научных работ со своими исследованиями.
Не школьная подача материала и современное опытное оборудование привлекает уже младших школьников и даже детей дошкольного возраста ставить опыты, проводить исследования. В итоге это становится частью их жизни и помогает лучше осваивать школьную программу.
Новые идеи и направления всегда привлекают новых людей. Сегодня в системе дополнительного образования работают специалисты, которых раньше нельзя было представить в сфере образования. Здесь важно не столько педагогическое образование, сколько базовые навыки и знания в той или иной профессиональной области, которыми они хотят делиться с детьми.
– В «Техноспектре», например, есть талантливый педагог, который много лет работал в системном администрировании большого банка. Сегодня он учит детей. Вопросы защищенности, кибербезопасности, программирования подаются им на таком серьезном уровне, что эти ребята в 7-8 классе уже с легкостью оперируют программами и разрабатывают новые. И, скорее всего, они будут успешными и востребованными в этой области в будущем, – говорит Ирина. – Потому что дополнительное образование – это мощный фактор профориентации. Именно здесь, попробовав себя в разных областях, ребенок может понять, что может стать его профессией, а что останется хобби на всю жизнь.
Говорить о востребованности и необходимости дополнительного образования можно долго, но гораздо красноречивее скажут цифры. К 2020 году президентом России была поставлена цель увеличить доступность и качество дополнительного образования и увеличить до 70-75 процентов долю детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам. Поэтому можно с уверенность говорить, что дополнительное образование востребовано, нужно и интересно.
Анна Уварова
Фото malenkiprinc.27.ru

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: 0, 1 м/c Ю

15.11
день
+2..+4
1 м/c  Ю-В
15.11
вечер
+1..+3
2 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
-67.6812
EUR, ЦБ РФ
-76.0737
JPY, ЦБ РФ
-59.3148
CNY, ЦБ РФ
-97.3382

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика