Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

31 октября - 7 ноября 2018, №45(1311)
31 октября - 7 ноября 2018, №45(1311)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Призрак ДВР

Комментировать

Жить как все

Услышать от врача, что ребенок родился с нарушениями в развитии – страшно. Вдвойне страшнее становится от непонимания, что будет с такими детьми, когда их родителей не станет. К сожалению, реальность такова, что их будущее предопределено: в лучшем случае они окажутся в психоневрологическом интернате, в худшем – в психиатрической больнице, где могут застрять на долгие-долгие годы. И нормальной такую жизнь точно не назовешь. Однако выход есть, уверена Наталья Евтеева, руководитель автономной некоммерческой организации «Реальная помощь».
Наталья – сама мама особенного сына Влада, в свое время она на личном опыте убедилась, как сложно добиться чего-то для ребенка, который отличается от остальных.
В то время, когда она воспитывала сына, для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития не было ни детского сада, ни какой-либо школы. А в обычные Влада не принимали. Мириться с таким положением дел Наталья не пожелала и решила действовать сама. Для начала получила новую для себя специальность – олигофренолог. Ее наставниками стали ведущие эксперты в этой области и общественники. А дальше дело пошло.
Новый центр
Благодаря ее упорству, при сотрудничестве с мэрией в Хабаровске удалось открыть две коррекционные группы детском саду №77, а затем специализированный класс в школе-интернате №5. Но возникла проблема.
– После школы наши дети должны вернуться в свои квартиры, жить там и ничего не делать. Но на самом деле, им нужно трудиться, общаться и продолжать развиваться.
Отдельный вопрос – проживание, – говорит Наталья. – Родители должны понимать, что учить ребенка самостоятельности нужно, пока они живы. При специальном обучении наши дети могут уметь жить самостоятельно при минимальном сопровождении. Эти привитые навыки сильно влияют на их судьбы в будущем к лучшему.
Шесть лет назад при участии НКО «Реальная помощь» в Хабаровске при школе-интернате №5 открылся Краевой центр помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Самое важное в деятельности Центра – это поиск и апробация новых технологий работы с детьми, которые позволят им быть максимально самостоятельными на всем маршруте их жизнеустройства. В центре особенные детки проходят психолого-педагогическое обследование, а специалисты разрабатывают для них индивидуальные программы обучения, обучают родителей методам обучения и воспитания.
– Мы взяли определенное количество детей, апробировали специальные методики и увидели, что у нас получается сформировать у ребенка базовые учебные навыки – те, с которыми обычные дети рождаются, а у наших они в силу нарушения отсутствуют, также получается сгладить или убрать проблемное поведение. Планируем выходить на системную помощь, внедрять свою практику в образовательные учреждения города и края. С 1 сентября наш центр реорганизуется в Региональный ресурсный центр и мы будем щедро делиться наработанным опытом. Мы хотим, чтобы профессиональная помощь дошла до каждого ребенка, – говорит Наталья.
Непростой путь
При рождении ребенка медики могут сразу установить, что он находится в группе риска. На это могут указывать разные симптомы: ребенок не так смотрит в глаза родителям, у него обедненное гуление, лепет, нет оживления и радости при виде матери. В этот момент родителям необходима правильная информация о том, как довести развитие своего ребенка близко к норме, что вполне реально на этом этапе.
В центре специалисты консультируют и просвещают родителей, объясняют, как можно стимулировать речь, как правильно эмоционально реагировать на ребенка. По словам Натальи, именно в период от 0 до 3 лет в голове у ребенка происходит революция: мозг очень чувствителен к воздействию. Поэтому микродозы лекарственных препаратов вкупе с психолого-педагогическим воздействием, которое оказывает семья, могут творить чудеса.
– Нужно мягко скорректировать проблемы ребенка и подготовить его к детскому саду. К трем годам он уже может быть готов пойти в социум, ведь самая главная цель – чтобы человек сумел жить в обществе. Если даже у ребенка грубые нарушения в развитии, это не значит, что его нужно сильно опекать и создавать вокруг него барьер. Наоборот, надо все время способствовать его взаимодействию с людьми. Особенно это важно для детей-аутистов. Если они не получают коррекцию, к 1,5-2м годам у них начинают развиваться поведенческие проблемы, – говорит Наталья Евтеева.
Затем возраст ребенка подходит к детскому саду. А это уже вторая ступень маршрута.
В дошкольном периоде для детей с нарушениями есть несколько вариантов обучения: группы в обычных муниципальных садах, коррекционные и группы кратковременного пребывания – для самых тяжеленьких. Как говорит Наталья, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок попал в обычный детский сад, потому что самые лучшие учителя – это сами дети.
В 7 лет дети, как правило, идут в коррекционные школы. Здесь они учатся девять лет. За это время их обучают грамоте, формируют начальные трудовые навыки и жизненной компетенции. Очень важный этап, ценность которого заключается в возможности каждый день быть социуме, среди большого количество людей, быть в четком распорядке дня, наполненном разными интересными видами деятельности под присмотром опытных специалистов.
Но после школы детям практически некуда идти. Те, у кого не очень тяжелые нарушения в развитии, могут окончить училище по профессии озеленитель, но трудоустроиться практически нереально. Поэтому ребятам, у которых обстоятельства сложнее, приходится возвращаться в свои квартиры, сидеть дома и терять драгоценные навыки, приобретенные в школе.
Смогу жить сам!
Наталья уверена: ребенок, пусть даже с нарушениями в развитии, не должен быть опекаемым, он должен быть самостоятельным, для этого у него есть свой собственный ресурс.
В 2015 году АНО «Реальная помощь» запустило проект «Смогу жить сам!». В его рамках подростки и молодые люди с множественными нарушениями развития отрабатывали навыки самостоятельного проживания в условиях тренировочной квартиры. В качестве площадки была выбрана обыкновенная трехкомнатная хрущевка, где дети учились по расписанию основным бытовым навыкам: стирке, уборке, готовке.
Сейчас проект завершился, специалисты надеются на помощь мэрии, 3 года назад вышло постановление о возможности выделения 3х-комнатной квартиры под цели обучения навыкам самостоятельного проживания, однако получить ее ввиду юридических трудностей пока не получается. Тем не менее, результаты первого опыта впечатляют.
– До этого проекта мой сын не мог сам себе расписание составить, теперь он его составляет и самостоятельно выполняет по порядку. Я панически боялась его одного выпустить на улицу. А после проекта он сам выходит из дома, выносит мусор и возвращается. Хотя раньше мог убежать, но сейчас есть четкие установки, – делится Наталья Евтеева. – Влад поддерживает у себя порядок в шкафу, сам заправляет постель, может пользоваться стиральной машинкой, шьет вручную и на швейной машинке, гладит утюгом, моет пол, а посуду он моет лучше, чем я. Заботится о нас: утром перед выходом из дома уточняет у всех, не забыли мы телефон, наливает нам с папой чай, приносит воду, телефон, который звонит, много других предметов, которые мы иногда теряем.
Всё время у таких детей должно быть расписано – завтрак, обед, ужин, отбой. Но между этим время должно быть чем-то занято. Поэтому нужна программа трудовой активности.
– В рамках проекта «Край особых перспектив» в нашем центре мы реализуем учебную модель трудовой занятости. Недавно мы выиграли президентский грант в размере почти 3 млн. рублей на оборудование учебных мастерских сопровождаемой трудовой деятельности. В них развиваем растениеводство, ребята занимаются изобразительной деятельностью, изготовлением сувениров, есть полиграфическая и швейная площадки, на учебной кухне готовим еду и печем булочки, – говорит Наталья.
– Нам очень сильно помогает краевое министерство образования и науки, – добавляет она. – Ни одна наша идея не прошла мимо, все стали SMART-проектами. В своем центре мы эти проекты реализуем, технологии апробируем и готовим их для внедрения в различные специализированные организации: на первом этапе образовательные и НКО. И если нам сейчас кто-то скажет, что такие дети необучаемы, мы скажем, что это неправда. Они всё понимают, усваивают, запоминают и пробуют. Главное – найти правильный подход и как можно раньше. Так с 1 сентября мы начинаем реализацию проекта в направлении ранней помощи. Проект поддержан краевым конкурсом субсидий.
Планов у «Реальной помощи» очень много. Из ближайших – открыть новый бесплатный кабинет для маленьких хабаровчан, страдающих ДЦП с ментальными нарушениями. В нем будет установлено современное оборудование, а прием будут вести подготовленные специалисты. Проект «Идем вместе в будущее» поддержан конкурсом хабаровской мэрии.
В рамках взаимодействия с другими СОНКО разрабатываются проекты создания особого театра, столярной мастерской, организации круглогодичного выращивания овощей и ягод по технологии гидропоники.
А что в итоге?
В итоге на учебных моделях вырастут сильные сообщества специалистов и родителей. Это будут команды единомышленников на местах.
– На нашем примере, методической поддержке, при современных возможностях общества, поддержке государства, вложении материальных и человеческих ресурсов будут повсеместно создаваться разные, в том числе малокомплектные различные ремесленные мастерские, предприятия, фермы дневной трудовой занятости, квартиры и дома сопровождаемого проживания. Я уверена – у нас все получится! Знаете почему? Потому что вокруг нас очень много добрых людей! Доброта – это базовое качество, мы с ним тоже рождаемся, – подытожила Наталья.
Олеся Попова

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: 0, 1 м/c Ю

15.11
день
+2..+4
1 м/c  Ю-В
15.11
вечер
+1..+3
2 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
-67.6812
EUR, ЦБ РФ
-76.0737
JPY, ЦБ РФ
-59.3148
CNY, ЦБ РФ
-97.3382

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика