Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

14-21 ноября 2018, №47 (1313)
14-21 ноября 2018, №47 (1313)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

"Кому нужна ваша учеба?!"

"Кому нужна ваша учеба?!"
Фото: Современные дети быстрее осваивают электронную технику, но при этом читают меньше книг. Взято с сайта habinfo.ru
Лишь год смогла выдержать в обычной хабаровской школе молодой учитель Наталья Васильева. Теперь она перешла в более статусное заведение, а о прежнем месте работы – у нее не лучшее мнение. Впрочем, как и о «качающих права» родителях, а главное – об их отпрысках, которых воспитывают гаджеты.
-Д ля них учитель – вообще не авторитет! Типичный ребенок не хочет брать на себя ответственность за свои поступки. Он делает, что хочет и знает, что за это ему ничего не будет! – считает молодой педагог. – Пятые классы еще слушают, а начиная с седьмого – полное отсутствие интереса! Когда я пришла в школу, они ко мне присматривались сначала, а потом расслабились. Очень сложно наладить дисциплину в классе, даже если ты кричишь, они продолжают игнорировать. Такая же проблема была и у моих подруг в других школах города.

Мечты и опыт
Наталье Васильевой всего 24 года, замужем. Год назад она окончила пединститут и сразу пошла работать в школу. Своих детей у нее пока нет, но она мечтала научить своих подопечных любить Чехова. Ну и, конечно, знать правила русского языка.
Вспоминая свою бабушку-учителя, Наталья говорит, что именно благодаря ей, она решила пойти работать в школу. Попробовать стать примером для детей, проверять тетради, обсуждать классическую литературу и выезжать в музеи. Вместо этого мы услышали совсем другую, хотя и вполне обыкновенную историю. 
– В этой школе я получила поддержку от коллектива только на словах. Я вела уроки на интуитивном уровне. Никто на них не присутствовал. Мне выдали план занятий, от которого я часто отходила, – признается она. – Иногда я проводила уроки по книгам, которые интересны были детям, но для них это было слишком сложно. Это мой горький опыт.
Наталья вела пятый и седьмой классы в общеобразовательной школе. Читать в седьмом классе «Ромео и Джульетту» – ей казалось, что это современным ровесникам шекспировской истории будет очень интересно. Но даже дочитать пьесу до конца не получилось. 
– У них просто нет мотивации учиться, – считает Наталья. – Если спросить среднестатистического ребенка, зачем он идет в школу, то он ответит, что мама заставила. Поэтому часто его время в школе занимает гаджет. Например, семиклассник играет на уроке в телефоне, ты подходишь, просишь его убрать. Прячет, но как только я отхожу, достает снова. Отобрать я не могу, как и заставить не доставать тоже.
Разговоры с родителями, по словам Натальи, бесполезны. Есть лишь единичные случаи, когда ребенок начинал понимать, что в школе учатся, а за ее пределами – занимаются всем, чем вздумается. Дело не только в детях:
– Проблема кроется глубже. Это как организм разрушается, потому что в нем вирус. И для того, чтобы он был здоров, нужно вылечить его от этого вируса. В обществе таким вирусом является неуважительное отношение к учителям, – уверена педагог. – Родители часто агрессивно настроены против преподавателей. Они воспитывают в детях потребителей, которые сидят на уроке и ждут, что им чем-то обязаны. Раньше их можно было испугать фразой – я все расскажу твоим родителям. Помните, как мы боялись, когда родители придут с собрания и отругают? Сейчас такого нет, им без разницы!

«Тройки ставим за глаза»
Казалось бы, что тут такого, ведь у всех в классе были двоечники и хулиганы. Достаточно вспомнить их родителей и сразу понятно, что дело кроется в семье:
– Если у детей много друзей, интересные родители, с которыми можно поговорить, то ребенок быстро научится размышлять и высказывать свою точку зрения. Он сможет проявить фантазию в чем угодно, – полагает Наталья. – В том числе, и найдет мотивы ходить в школу.
Дети не понимают, что учеба в школе – это возможность найти себя:
– Им дается 11 лет на то, чтобы понять, чем они хотят заниматься. Но вместо этого они ленятся и ничего не делают. У детей, которых я учила, была одна цель на уроке – максимально ничего не делать! – считает она. – Они иногда сами просят об этом в начале урока, вместо того, чтобы разобраться во всех предметах. А им это нужно, чтобы не поступать по принципу «пойду в тот универ, где нет математики», например. Как реализовать себя в обществе, они не знают.
Как же тогда дети все же заканчивают школу? «Тройки им ставим за глаза, – признается Наталья, – и единственный способ заставить школьника учиться – это пригрозить остаться после уроков. Тогда они из-под палки начинают стараться и сдают то немногое, что могут из себя выжать».
Статус учителя, к сожалению, нивелируется. Преподаватель становится рабочей силой и вынужден, как и дети, просто находиться в школе для галочки. Есть ли смысл в таком образовании? 

Новое место
Бороться с системой Наталья не стала, а через год просто перешла в заведение, которое в народе зовут «школой для избранных». Меня она уверяет: дело не в зарплате, просто хочется поработать с детьми, которые действительно хотят учиться, узнать свои способности и определиться, по какому пути двигаться дальше:
– В новой школе, к примеру, детям дали список литературы, который должен быть прочитан за лето. Вроде все как обычно? А вот и нет: по этим книгам уже в начале сентября будет проведен экзамен! На пересдачу отправятся те дети, которые не смогут проанализировать текст произведения. А лучшие будут участвовать в олимпиаде по литературе.
Новые методы могут повысить школьные показатели успеваемости, считает Наталья. Тут и престиж школы оправдывается, и отсеются дети, которые не справятся с экзаменами. Но у меня сомнения остаются: что будет, если все, как Наталья, уйдут из своих школ, туда, где лучше? Но «учительского апокалипсиса» не будет, молодой педагог уверяет, что многих ее коллег не изменить:
– Они жалуются на свою работу и не уходят, потому что привыкают. Ведь ты нужен начальству, которое просит тебя не уходить. Ну и ради детей: ведь всегда есть умные ребята, и они тянутся за тобой, делают успехи. Когда самый проблемный ребенок вдруг прочитает повесть, и вдруг спросит тебя о ее герое – ты чувствуешь, что живешь не зря! Ты привыкаешь к этому и пытаешься дать то, чего им не хватает. Да, иногда дети «доводят» до предела, но тебя к ним все равно тянет!

Елена Барабанова


Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -15, 2 м/c Ю-З

17.12
вечер
-14..-16
2 м/c  Ю-З
18.12
день
-13..-15
6 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
66.6208 0.1871
EUR, ЦБ РФ
75.3814 -0.0076
JPY, ЦБ РФ
58.7511 0.2630
CNY, ЦБ РФ
96.5379 0.2181

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика