Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

19-26 июня 2019, №26 (1343)
19-26 июня 2019, №26 (1343)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Зачем нанайцам родовые гербы

Зачем нанайцам  родовые гербы
Фото: Виктория Донка, жительница национального села Сикачи-Алян.
Если вам кажется, что фамильный герб – явление, присущее исключительно знатным людям и европейским средневековым рыцарям, то вы наверняка удивитесь, узнав, что своя эмблема есть и у каждого нанайского рода. Когда и зачем коренные народы Хабаровского края придумали эти символы? 
Культура и традиции коренных народов Дальнего Востока могут быть интересны не только этнографам, но и простым людям. Необычные обряды и ритуалы, песни, танцы и костюмы можно было наблюдать в рамках осеннего фестиваля «Лики наследия» и в Хабаровске (об этом мы рассказывали в № 40 – Прим. ред.), но наиболее эффектно они, пожалуй, смотрелись в аутентичной обстановке национального села Сикачи-Алян. 

Ближе к природе 
От Хабаровска до Сикачи-Алян всего пара часов на автомобиле, но большинство жителей краевой столицы знают об этом месте, в основном, благодаря петроглифам – высеченным на каменных валунах изображениям, старейшие из которых датируются аж XII тысячелетием до нашей эры! Конечно, увидеть их можно и на одной из экскурсий, которые отправляются из Хабаровска каждые выходные, но, поверьте, гораздо интереснее рассматривать рисунки после знакомства с традициями и обрядами жителей Приамурья. 
На большом концерте представители коренных народов края рассказали о жизни в тесной связи с природой, танцами и песнями благодарили небо, солнце, реки и землю за возможность жить там же, где и их предки. Под открытым небом проходили сценки о важных этапах жизни дальневосточного аборигена: рождении, первой охоте и переходе во взрослую жизнь. 
Концертная программа отлично показала, насколько тесно жизнь коренных народов связана с природой. К примеру, обряд инициации у подростков связан с умением ловить рыбу и охотиться, ведь именно эти промыслы до сих пор остаются главным занятием людей, ведущих традиционный уклад. Олени, дикие звери и птицы и, конечно же, лосось становятся не только источником питания, но и основным материалом для шитья одежды, строительства жилищ и создания украшений. 
Естественно, современные рыбаки редко надевают одежду и обувь из рыбьей кожи, но на ярмарке, которая прошла в рамках фестиваля «Лики наследия», можно было рассмотреть несколько вариантов мужских и женских летних халатов, украшенных узорами, опять же, подчеркивающими красоту природы. 

На любой вкус
Под открытым небом нанайцы – жители села Сикачи-Алян – развернули ярмарку, на которой можно было приобрести шаманские амулеты, отведать свежей ухи и другие традиционные блюда. Здесь же можно было заглянуть и в традиционные жилища. Их на площадке было представлено несколько: одни покрыты ветками, другие – тканью. Выделялось, конечно, жилище шамана, в котором были представлены атрибуты его владельца: статуэтки, символизирующие духов, свечи, благовония и бубен. 
Для большинства народов танцы – основа массовых развлечений и коренные народы нашего края здесь не отличаются от других культур. Хореографические элементы копируют движения животных, колыхание ветвей и влияние стихий на окружающий мир. Так, танец с веточками символизирует единство с природой и гармонию ветра, а сюжет танца с палками более приземленный – подражание играм оленей в брачный период. 
Не менее важная часть праздника – песни и игры. На открытии фестиваля «Лики наследия» коренные народы показали, как проводили досуг несколько веков назад. Некоторые занятия, например, турниры по стрельбе из традиционного лука привлекают людей до сих пор. Правда, если в железном веке умение пустить стрелу прямо в цель было необходимым для выживания, то сейчас стрельбой из лука занимаются больше из спортивного интереса или ради развлечения. 

В гостях у гольдов 
Об уважении гольдов (так представились нанайцы русским землепроходцам в XIX веке) к предкам известно многое: помимо тотемных животных, шаманы обращаются и к духам прародителей, а самыми почитаемыми членами семьи считаются бабушки и дедушка. В прошлом каждый представитель общины должен был знать свою родословную до седьмого колена. Сейчас нанайцы не могут похвастаться знанием имен всех своих родственников, зато до современности дошло другое явление – родовые гербы.
На стенах главного и единственного поселкового музея развешаны полотна с эмблемами, пожалуй, всех нанайских семей. На каждом из них изображены растения, животные, стихии и места, с которыми ассоциирует себя тот или иной род. 
Например, носители фамилии Бельды считают, что произошли от тигра, а на свое знамя поместили таежного пушного зверя и птиц на реке – традиционную добычу охотников. Дополнил герб знак плодородия, который показывает, что земля, на которой проживает семья, богата. 
Другой нанайский род – Одзял, родом из которого был герой книг Арсеньева Дерсу Узала, в качестве основных символов выбрал реку, на которой традиционно селились члены семьи, охотничьи угодья, места для рыбалки и утес Болан Очжал. 
Примечательно, что нанайцы придумали себе гербы в далеком XVII веке, несмотря на то, что в те времена никто из них не был крупным землевладельцем, воином или властителем. Так для чего же все-таки была нужна вся эта символика? 

Свой среди чужих
Пролила для нас свет на загадочное появление гербов у нанайцев жительница села Сикачи-Алян Виктория Донка. 
Оказывается, испокон веков семьи коренных народов ассоциировали себя с различными знаками, но потребность в знаменах возникла в тот момент, когда жителей Приамурья начали набирать в маньчжурские армии. Воинская служба в те времена была способом хорошо заработать, но и рисковал новоиспеченный воин немало: проигравших битву ждала смерть или жизнь в плену. На чужбине родовые гербы нанайцев помогали им находить родственников даже среди незнакомых людей. 
– Считалось, что даже если двое встретились впервые, но у них одинаковый герб – помогать человеку нужно так, словно это близкий родственник! Благодаря этим символам нанайцы находили поддержку на чужбине, ведь даже в сложных ситуациях, понимание того, что рядом есть представитель твоего рода, позволяло успешнее справляться с трудностями, – объясняет Виктория Донка.
После присоединения Дальнего Востока к России, потребность в родовых гербах постепенно отпадала. Семейные эмблемы не принято помещать на одежду или вырезать на инструментах быта, но до сих пор каждая нанайская фамилия знает, что изображено на их знамени. Свои корни надо знать.

Ольга Цыкарева
Фото автора


Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +13, 4 м/c С

26.06
вечер
+12..+14
4 м/c  С
27.06
день
+16..+18
5 м/c  С-В

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
62.5229 -0.3866
EUR, ЦБ РФ
71.2323 -0.3650
JPY, ЦБ РФ
58.4190 -0.1532
CNY, ЦБ РФ
90.8684 -0.5791

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика