Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

5-12 декабря 2018, №50(1316)
5-12 декабря 2018, №50(1316)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Мост на Сахалин: быть или не быть?

Мост на Сахалин: быть или не быть?
Фото: Понятна заинтересованность железнодорожников в мега-проекте сахалинской переправы: для РЖД ванинский паром является узкой точкой, ограничивающей грузоперевозки. Фото daltrans.net
Мега-проект строительства транспортной переправы из Хабаровского края на Сахалин остается в центре внимания. Однако очередное заявление президента страны о масштабном проекте, сделанное на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, неожиданно вызвало много кривотолков. Наряду с самим заявлением в ряде федеральных СМИ появился ряд «сливов» и комментариев, смысл которых сводился к тому, что моста не будет – денег на это пиршество нет!
Что сказал ВВП
Что же сказал Владимир Путин в последнее время про сахалинский проект? Тут стоит напомнить, что недавно, в июле, президент дал медведевскому правительству поручение проработать экономику мега-проекта. ​«Это давняя мечта тех, кто на Сахалине проживает, в том числе это стало бы существенным фактором, закрепляющим население, людей. Можно приехать, уехать в любое время года, в любую погоду, – сказал ВВП. – Это привело бы и к развитию севера Хабаровского края, потому что нужно делать подходы». Да, сказано немного, но вроде бы весьма обнадеживающе?
На ВЭФе также слов было не очень много: президент сообщил, что такой переход, конечно, раскрыл бы потенциал портов региона, однако – сначала, мол, нужно просчитать объем перевозок проекта. А еще, по словам Путина, нашей стране надо сотрудничать с Китаем, Кореей, Японией и Монголией, чтобы «гарантировать объем контейнерных перевозок». Также глава государства указал, что Транссиб и БАМ мы будем развивать, но при этом ведь нельзя делать ставку на «только один уголь». Конъюнктура всегда может поменяться, и что мы тогда повезем по замечательному мосту?
С одной стороны, сказано опять же не очень много, с другой стороны – в отличие от июльского заявления и, скажем, прошлогоднего спича на том же ВЭФ, которое читалось как безусловное одобрение проекту, после этих слов возникло множество вопросов. Ну и, соответственно, сомнений – действительно ли, судьба дорогостоящего проекта предопределена?
И авторитетная федеральная газета «Ведомости» тут же сообщила, что моста, скорее всего, не будет. Пять опрошенных газетой человек – два правительственных чиновника и три менеджера из угольных компаний – не поддержали идею мега-проекта: для такого моста, считают они, просто недостаточно грузов.
Слова полпреда
Возникшие сомнения поспешил развеять вице-премьер, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев.
– Что такое экономическое обоснование строительства крупного инфраструктурного проекта? У нас с китайскими коллегами пока расходится оценка грузовой базы. Мы будем стараться сближать оценки, потому что от этого зависят большие объемы инвестиций, – передает «Интерфакс» слова Трутнева.
Также, полпред подтвердил, что нет единого мнения по поводу окупаемости мега-проекта.
– Идет сложный, неоднородный процесс. Есть позиция людей, которые говорят, что мост не окупится: районы труднодоступные, дорога длинная. Я придерживаюсь совершенно другой точки зрения. Дело в том, что здесь цены на стройматериалы превышают материковые в два-три раза. В год только бюджетная сфера Сахалина закупает для строительства на сумму 90 млрд рублей. Таким образом, по нашим оценкам, экономия для Сахалина может составить не менее 40 миллиардов, – считает вице-премьер.
По большому счету, заявление полпреда сомнения не снимает, а только подтверждает.
Напомним, что новый мост (если это будет мост) пройдет через пролив Невельского от станции Селихино Хабаровского края до станции Ныш в Сахалинской области. Строительство перехода и участков железной дороги, по прикидкам, потянет примерно 540,3 млрд руб. (без НДС). Как окупить такие гигантские вложения?
РЖД готовит трассу
Представители «Российских железных дорог», одного из главных интересантов стройки, естественно, настроены позитивно. К примеру, в Институте экономики и развития транспорта («дочке» РЖД) недавно поведали газете «Гудок», что сахалинский мост к 2030 году может увеличить объем грузового сообщения острова с материком с 4,5-8,5 млн тонн до 32–47 млн тонн. И, мол, стоимость доставки грузов на Сахалин резко снизится – от трех до семи раз!
В другой «дочке» компании – НИИ железнодорожного транспорта – считают: из-за сложных геологических и погодных условий на месте грядущей стройки нужны тщательные изыскания. Ведь в проливе – мощные течение и ветра, зимой он и вовсе замерзает. Соответственно, инженеры должны понимать: мост это будет или все-таки тоннель, грузовое или пассажирское движение, в конце концов, одна или две колеи?!
Судя по всему, ясности по всем этим вопросам все еще нет. Так, хабаровский журналист Геннадий Ведерников недавно побеседовал на эту тему с Владимиром Крапивным, возглавившем службу по взаимодействию с заказчиком в АО «Дальгипротранс». Крапивного хорошо знают на железной дороге, где он проработал почти полвека, и последние годы – в качестве главного инженера ДВЖД.
По словам Крапивного, сейчас институт «Дальгипротранс» в числе многих других проектных организаций, актуализирует прежние проектные решения по сахалинскому проекту. В апрельском техзадании, подписанном первым вице-президентом РЖД Анатолием Краснощеком, к примеру, финального определения не указано – будет ли это мостовой или все же тоннельный переход?
Первое направление работы проектировщиков – варианты железнодорожной трассы на Сахалин. Второе – проект детальной планировки межевания территории по пути прохождения магистрали. Третье направление – просчет и оценка капвложений. И четвертое – разработка этапности мега-стройки.
В «Дальгипротрансе» еще с весны трассу будущей магистрали изучают несколько экспедиций (свыше 40 человек), задействовано много техники. Инженерно-геологические изыскания должны начаться и на Сахалине. Для ускорения решения многих проблем при реализации важного проекта недавно создана специальная межведомственная комиссия по взаимодействию при правительстве Хабаровского края.
Где взять деньги
При этом ТЭО проекта планируется рассматривать в Москве в декабре 2018 года: именно тогда-то и будет, видимо, окончательно решен вопрос – быть сахалинской переправе или нет. И ключевым вопросом должно стать указание источника финансирования проекта.
Кстати, по словам Крапивного, руководство «РЖД», оказывается, еще несколько лет назад профинансировали проектно-изыскательские работы по проекту за счет расходов операторской деятельности компании. Но, конечно, это не означает, что железнодорожники полностью возьмут на себя финансирование столь масштабного прожекта.
Одну из последних правительственных «утечек» по финансовым источникам недавно озвучил «Коммерсант». Оказывается, в РЖД предлагают строить все-таки мост и по концессии. По данным «Ъ», возможному концессионеру могут отдать разные участки проекта – только мост, или мост вдобавок с магистралью, или все это вместе, да еще и в придачу – новый порт на острове.
Однако экономическая эффективность, о которой говорил ВВП, пока просчитана лишь для варианта линии «Селихин-Ныш» вместе с модернизацией БАМа и Транссиба – это примерно 1,12 трлн рублей. У такого варианта эксперты называют дисконтируемый срок окупаемости в 26 лет! И если японцы даже гипотетически не заявят о своей готовности подумать над проектом «своего» моста с Хоккайдо на Сахалин, то при нормальной экономике у варианта моста с Сахалина на материк не очень привлекательная перспектива.
Или все же возможны варианты?
Семён Дубов

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -16, 5 м/c Ю-З

11.12
день
-15..-17
5 м/c  Ю-З
11.12
вечер
-17..-19
4 м/c  Ю-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
66.2416 -0.6811
EUR, ЦБ РФ
75.7075 -0.3702
JPY, ЦБ РФ
58.8161 -0.5099
CNY, ЦБ РФ
95.8079 -1.4621

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика