Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

21- 28 октября 2020, №43 (1411)
ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Реакция удвоения

Комментировать

Топливные издержки

Топливные издержки
Фото: По версии ФАС, благодаря включению в стоимость авиатоплива необоснованных расходов, хабаровская топливная компания «ТЗК-Аэро» получила доход свыше 300 млн рублей. А оштрафовали ее на сумму в 51 млн рублей. Фото tzk-aero.ru.
Беспрецедентное не только для Дальнего Востока, но и для всей России дело о нарушении антимонопольного законодательства «раскрутили» сотрудники управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю. Специалисты надзорного ведомства предъявили претензии по поводу установления монопольно высоких цен на авиационное топливо в аэропорту Хабаровска и доказали свою правоту в ходе многочисленных судебных разбирательств.
Цены на топливо в крупнейших аэропортах Сибири и Дальнего Востока снизились в среднем на 2,5%, сообщил в конце августа «Интерфакс». Как следует из материалов Росавиации, к примеру, два из трех операторов аэропорта «Кневичи» (Владивосток) понизили цены: «РН-Аэро» - на 4,5% (до 49,7 тыс. рублей), «ТЗК ДВ» - на 0,7% (до 49,5 тыс.). Третий оператор - «Аэрофьюэлз Камчатка» - цены не менял, сохранив их на уровне 55,2 тыс. руб. - это максимальное значение среди аэропортов-«миллионников» на востоке страны.
В то же время два оператора в хабаровском аэропорту «Новый» («Хабаровский аэропорт» и «ТЗК-Аэро») снизили цены синхронно на 3,6% - до 46,4 тыс. рублей. К сожалению, о причинах таких тарифных подвижек в Росавиации не рассказали. Зато практически в то же время в ФАС края рапортовали об успешном завершении длительного дела, начатого еще в июле 2016 года. Тогда, напомним, антимонопольщики заподозрили, что «ТЗК-Аэро» еще в период 2013-2014 годов устанавливала монопольно высокие цены на авиакеросин.
Сигнал от ФСБ
Не секрет, что стоимость авиаперелета зависит от множества факторов, и один из самых значительных - это стоимость топлива, которым заправляют воздушные суда. Казалось бы, что ситуация тут не сложнее, чем с автомобильным бензином, но на поверку все оказалось не совсем так. Фактически, конечную цену топлива определяет компания-поставщик, и отличаться она может от аэропорта к аэропорту весьма значительно.
Как выяснилось на недавней пресс-конференции ФАС, антимонопольщики неслучайно обратили внимание на ОАО «ТЗК-Аэро», которое отвечает за хранение горючего и заправку им самолетов в хабаровском аэропорту. Оказывается, на эту ситуацию им указали в региональном управлении ФСБ!
Почему и как федеральная служба безопасности заинтересовалась этой компанией - осталось неизвестным. Но здесь, конечно, стоит пояснить, что компания эта интересная: создана она в 2011 году, и, как сообщал EastRussia, АО «Хабаровский аэропорт» в ней принадлежит 49%, а аффилированному с ННК через компанию «Мидоуз Гейт Лтд.» (BVI) ООО «Петролиус-Инвест» - 51%. То есть говорить о конкуренции двух операторов, имеющих отношение к одному АО, конечно, сложновато.
Поэтому после поступления сигнала от ФСБ в ведомстве провели проверку, которая и установила факт нарушения законодательства.
- Эта компания занимает доминирующее положение на рынке обеспечения авиации топливом и является субъектом естественной монополии. Мы установили, что до определенного времени ОАО «ТЗК-Аэро» использовало цены на хранение топлива и заправку воздушных судов, которые не были установлены ни Федеральной службой по тарифам, пока таковая существовала, ни Федеральной антимонопольной службой, - рассказал прессе замруководителя управления ФАС по краю Николай Костромеев.
По версии ФАС, в стоимость своих услуг компания заложила два вида расходов, которые не были связаны с производством и реализацией топлива. В итоге финансовые риски ОАО компенсировали потребители - пассажиры и авиакомпании! Также компания на случай непредвиденных обстоятельств единожды залила в резервуары так называемый «неснижаемый остаток» топлива, а затем почему-то постоянно включала в тариф свои расходы на поддержание этого НЗ.
Долгое дело
По словам Костромеева, чтобы доказать свою правоту, управлению за эти два года пришлось дойти до Верховного суда, и все инстанции подтвердили факт нарушения закона. Итоговое определение состоялось 23 мая 2018 года.
Но на этом дело не закончилось, а перешло в стадию судебного обжалования постановлений хабаровского УФАС о назначении административных наказаний. Ведь сумма наказания выглядит весьма внушительной.
- На ОАО «ТЗК-АЭРО» мы наложили штраф в размере более 64 миллионов рублей. Суд первой инстанции в начале августа указал, что постановление законно, но применил смягчающие обстоятельства и снизил сумму до 51 миллиона. Это решение ОАО также имеет право обжаловать, - говорит Костромеев.
Кроме требований выплатить штраф антимонопольщики также выдали руководству ОАО предписание, обязательное для исполнения, – установить экономически обоснованную цену реализации топлива в аэропорту Хабаровска с учетом всех предусмотренных положений.
Однако в должный срок ответа от штрафников не получили, за что инспекторы наказали топливную компанию еще на 100 тысяч рублей.
- В июле 2018 года наше постановление о привлечении организации к административной ответственности за неисполнение в срок назначенного нами предписания судом признано законным. Мы внесли определение о новых сроках исполнения предписания. На этот раз ответ нам дали - но в виде калькуляции. Сейчас находимся на стадии внеплановой документарной проверки. Пока установлено, что тех нецелых расходов, которые предприятию вменялись ранее, в калькуляции нет. Но мы этим не ограничиваемся, так как поставщик услуги мог их замаскировать. Поэтому изучаем всю составляющую конечной цены, - поясняет Николай Костромеев.
«Не виноватые мы…»
Естественно, продолжительная тяжба шла не просто так. В ОАО «ТЗК-Аэро» даже после решения судов отрицают факт нарушений. Доводы, которые приводило руководство компании, весьма многочисленные. В ответе, который они дали журналистам портала «Губерния», к примеру, говорилось, что ценообразование шло исключительно по рыночному принципу.
В компании настаивают: хабаровское УФАС необоснованно отказалось от анализа сопоставимых рынков. По старым данным от ОАО, в аэропорту Хабаровска тонна авиакеросина ТС-1 стоила дешевеле, чем в среднем по Дальнему Востоку - 54792 рубля. В то же время, по информации «ТЗК-Аэро», во Владивостоке эта сумма была от 55,6 до 65,1 тысячи рублей в зависимости от поставщика, в Благовещенске - от 59,7 до 64,5 тыс., в Петропавловске-Камчатском - от 58,8 до 70,5 тыс. руб. При этом особо подчеркивалось, что компания по показателям рентабельности уступает другим операторам региона.
Позиция поставщика ясна, и ее даже можно понять. Возможно, компания и вправду работает в убыток, только вот не очень вяжется это с другими цифрами - но приводят их уже в краевом управлении ФАС. Так, комиссия антимонопольного органа в процессе рассмотрения дела изучила, в том числе и доходы, которые могли быть получены «ТЗК-АЭРО» только благодаря включению в стоимость авиатоплива собственных рисков и поддержание не снижаемого остатка. За них, собственно, компанию и оштрафовали. Так вот, за 2013 и 2014 годы доход превысил 310 млн рублей (170 и 140 млн - соответственно). Интересно, что же тогда оператор подразумевает под рентабельностью?
Как считает Николай Костромеев, его ведомство уже сделало самое главное - создало судебный прецедент, пусть в итоге размер штрафа и будет, возможно, не сопоставим с полученным ОАО доходом. Нарушения доказаны судом высшей инстанции, что может дать толчок к наведению порядка на рынке авиаперевозок. Ведь подобные факты ранее не выявлялись и, тем более, не были подтверждены по всем судебным инстанциям. Это важно, так как пока за такие нарушения платят все, включая конечного потребителя — при покупке билета на самолет. И возможно, что после подведения итогов этого затянувшегося дела у ФАС все же появится реальный рычаг для улучшения жизни пассажиров?
Александр Янышев

 Между тем
Японцы возвращаются в Хабаровский аэропорт
«Достучаться до небес» - так именовалась наша мартовская публикация в № 13 - о начале масштабного строительства нового авиатерминала внутренних линий в Хабаровске стоимостью почти 5 млрд рублей. Одной из главных сенсаций закладки оказалось отсутствие в проекте обещанных иностранных инвесторов. И вот на прошлой неделе на Восточном экономическом форуме грянуло - японский консорциум, о котором много говорилось в прошлые годы, все же возвращается в мега-проект.
Президент и гендиректор Sojitz Corporation Масайоши Фуджимото и глава совета директоров АО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк в присутствии президентов двух стран подписали меморандум. Документ подтверждает договоренности, согласно которым создается СП путем вхождения консорциума японских компаний Sojitz Corp., JOIN и JATCO в уставный капитал АО «Международный аэропорт Хабаровск» (АО «МАХ») – 100% дочернего предприятия АО «Хабаровский аэропорт». Первоначально консорциум не позднее 31 декабря приобретает долю в размере 10% акций АО «МАХ». Также предусмотрен опцион на увеличение доли консорциума в АО «МАХ» до 25%+1 акция.
На первом этапе стороны намерены реализовать проект по строительству нового терминала внутренних авиалиний, а затем будут совместно осуществлять операционное управление, как новым терминалом, так и существующим международным терминалом аэропорта Хабаровск. В дальнейшем стороны рассмотрят возможность строительства нового терминала международных авиалиний.
Семён Дубов

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +7, 2 м/c З

26.10
день
+6..+8
2 м/c  З
26.10
вечер
-1..+1
2 м/c  В

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
76.4667 0.0000
EUR, ЦБ РФ
90.4142 0.0000
JPY, ЦБ РФ
73.1004 0.0000
CNY, ЦБ РФ
11.4662 0.0000

© 2010 – 2020, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика