Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

23-30 мая 2018, №22 (1288)
23-30 мая 2018, №22 (1288)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Собачий доктор для детей

Комментировать

Учимся дома

Учимся дома
Фото: Все семья Сивковых в сборе. Фото из архива семьи Сивковых.
Вы все раздумываете о семейной форме обучения? Взвешиваете, читаете. Но «проецируете» на себя и понимаете – с вашими двумя или тремя чадами такая система - точно не вариант. Но, оказывается, все возможно. Успешно организовать семейное обучение смогла хабаровчанка Юлия Сивкова, мать пятерых детей.
- Я сторонник того, чтобы дети занимались самостоятельно – это их зона ответственности в нашей семье. Ведь сегодня вся образовательная парадигма очень поменялась, - считает Юлия. - В школе или вузе наше обучение, по сути, не заканчивается. Человек в современных экономических условиях должен постоянно самообразовываться. Даже в федеральном образовательном стандарте определено, что задача школы и образовательной организации не передать знания, а научить ребенка учиться! 
Это и моя задача тоже. Я учу детей пользоваться информацией, уметь получать знания, систематизировать их, управлять своей жизнью, ставить цели, задачи, уметь организовать свое время и пространство. Я не учу их сама, а лишь организую этот процесс, чтобы они самостоятельно могли выстроить свою образовательную стратегию.

– То есть ваши дети знают, что в определенный месяц нужно выучить такую-то тему?
– Они не знают, а сами это решают, сами выбирают предмет и сами строят свой план. Я лишь даю инструменты. Я профессиональный управленец, моя основная специальность - муниципальное и государственное управление. Я владею этими инструментами и передаю их своим детям. А в первую очередь учу планировать и нести ответственность за свои решения.

– Во многих семьях чуть ли не с первого класса при подготовке домашнего задания начинается ругань, скандалы. У вас, выходит, такого нет? 
– Вот у меня часто спрашивают – с какого возраста начинать семейное обучение. По-моему – с рождения. У нас это цельная система, непрерывный процесс, он не в семь лет начался и не первого сентября начинается. По-моему, образование – это часть воспитания. Оно в контексте жизни вплетено, и мы не разделяем эти моменты. 

– То есть и каникул типа «лето, свобода», вот этого тоже нет?
–  Мои дети не сидят за партами, у них нет регламентированного времени по сорок минут. Они все время обучаются в том темпе и режиме, который им удобен. А летом как раз очень много возможностей, чтобы расшить свое образование. Вот недавно мы ездили во Владивосток, это был своеобразный тур с образованием и отдыхом. Например, в первой половине дня мы ходили в музей, смотрели достопримечательности. Это ведь тоже образование.

– Какие темы больше любят ваши дети? Есть ли «гуманитарии» или «технари»?
– Я не сторонник такого деления. Есть познавательные функции, если о психологии говорить. А мышление, восприятие, внимание – это все механизмы. И если они развиты, то это дает возможность усваивать любую информацию. Все зависит от умения работать с материалом, умение учиться. Какая разница, какой предмет ты осваиваешь, если ты это умеешь. А предпочтения, конечно, есть. Дочери старшей нравится филология и биология. Когда она оканчивала школу, у нее долго был выбор между профессиями: либо филология, либо медицина. Но все-таки она больше к филологии склонилась. Старший сын спокойно осваивает все. Английский, может, чуть больше нравится. Младший – пока естествознание.

– В каких отношениях ваши дети со школой?
– Мы прикреплены дистанционно к школе на западе России, там мы только проходим аттестации. Но у нас был опыт и очного обучения. Старшая дочь два года ходила в обычную школу. Но ее не удовлетворяли знания, которые давали по русскому языку там, и мы решили провести коррекцию дома. Сама тема семейного обучения меня интересовала еще до того, как она пошла в школу, поэтому приняли такое решение. После того, как мы скорректировали знания по русскому, она сама решила, что ей больше нравится учиться в такой форме.

– А остальные?
– Старший сын сразу сказал, что так же хочет учиться, а с третьим сыном вообще вопрос не стоял. Двое младших у меня еще дошкольники, которые и в детсад тоже не ходят, потому что у меня нет нормированного рабочего дня, и есть возможность оставлять их дома.

– Есть мнение, что в школе дети учатся общаться с коллективом, социализируются лучше... 
– Ну начнем с того, что такое социализация – это усвоение норм поведения в обществе.  Основной институт социализации личности – семья. А школы – вторичные институты. И у школы нет какой-то такой уникальной функции, которая бы именно особым образом социализировала и дала ребенку такое, без чего он не смог вписаться в общество в дальнейшем. Любую возможность, которую дает школа, можно реализовать и вовне. Социализацию часто путают с коммуникацией, но это разные вещи. И последнее тоже не проблема.

– Кстати, какой круг общения у ваших детей?
– Разный совершенно: и по возрасту, и по социальному статусу. При семейном обучении у детей высвобождается время: полдня они не заняты в учреждении, и у них есть возможность посещать какие-то дополнительные занятия и там выстраивать связи. Общаются они не только на кружках и секциях. У них есть друзья, у друзей – еще друзья и так далее. Они контактные у меня очень: везде знакомятся свободно.

– Есть мнение, что семейное обучение это для интровертов больше?
– Вообще нет! Такая форма обучения, напротив, снимает барьеры и условности. Дети не скованы рамками определенного круга.

– Помогает ли такая форма образования более нестандартно мыслить?
– Зависит от того, ставится ли на этом акцент. Я, например, 20 лет занимаюсь развитием одаренности. И мое воспитание нацелено на нестандартность мышления. Я сертифицированный ТРИЗ-педагог. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Вообще эту теорию разработал Генрих Альтшуллер еще в середине ХХ века. Его идея - для любого открытия не нужно много проб, все подвергается алгоритму. И если ты знаешь, как выстроить это алгоритм, то сокращаются ошибки в поиске решений. Его последователи пошли еще дальше и перенесли ТРИЗ на социальную сферу, посчитав, что «решателя» можно воспитывать с детского возраста. Такой подход помогает избежать неудач и превращает проблемы в задачи. Ведь любую проблему – «что делать» можно переформулировать в «как делать». Так ты уже не в тупике, а начинаешь думать, искать решения.

– Но вернемся к процессу. Например, ваш сын выбрал какую-то тему по географии. Ваши действия?
– Моя задача – помочь ему распределить материал, осознать объем, который он хочет изучить, помочь сориентироваться в ресурсах. Посмотреть, интернет это будет, энциклопедии, дополнительная литература или художественная? Определить, будет ли он привлекать сторонних специалистов, ведь людские ресурсы – это тоже ресурсы. Нужен ли ему эксперт в этой области? Есть ли учебники, пособия, и если есть, то какие. Вот в этом моя задача - помочь сориентироваться. 
А дальше рефлексия, контроль. Например, ребенок обращается ко мне с вопросом: что-то непонятно. Если я могу объяснить, то объясняю. Если нет времени, желания или знаний – то подсказываю, где можно найти эту информацию. Ну и контролирую по срокам. Этот момент у меня класса до седьмого. Дальше ребенок достаточно зрел, и если у него есть опыт и практика, то в принципе можно отпустить ситуацию.

– Наверное, в школе каждый сталкивается с насмешками, травлей. Семейное обучение помогает этого избежать?
– Этот вопрос не во главе угла для меня. А ребенок может в любом месте столкнуться с этим, в тех же секциях. Ведь конфликты – это столкновение интересов. Или ты свой интерес умеешь продвинуть, или кто-то свой – за счет тебя. И нужно уметь конструктивно и аргументировано решать эти конфликты. Когда ребенок не в школьной системе, то у него больше возможностей получать опыт конструктивного решения таких ситуаций. А когда ребенок в системе, или лишен открытого свободного общения в семье, то ему может быть сложнее самому противостоять этому. Это момент зрелости личности. 
– Вы говорите, ваша старшая дочь уже закончила школу. Не было с поступлением проблем?
– Она планирует поступать только на следующий год. Ей нужно еще решить несколько своих образовательных задач. Но в этом году она получила аттестат, очень успешно сдала ЕГЭ.

– Но многие паникуют – как это, год терять...
– Я считаю, что нужно взвешенно подходить к этому вопросу. В этом возрасте дети не могут еще оценить и понять, кем хотят стать. У моих знакомых и друзей много негативных примеров: ребенок начинает учиться и понимает, что это вообще не его, и ЕГЭ сдавал, лишь бы поступить куда-то. Но ведь образование – не сама цель, это же средство, инструмент для того, чтобы реализовать себя, путь свой какой-то.
Образование – это не накатанная дорога как раньше: вышел из института и всю жизнь этими знаниями пользуешься. Мир меняется настолько быстро, что сейчас выпускник владеет уже «позавчерашними» знаниями. Даже работодатели говорят: мы не можем учить за свой счет. Должна скоро поменяться система высшего образования. Сейчас, то что есть – это рудимент какой-то.

– Какие пожелания вы бы дали родителям, которые задумываются о такой системе обучения?
– Во-первых, нужно четко понять, для чего это надо, что родитель хочет получить. Потому что цель определяет все. Во-вторых, нужно уметь организовать себя. Если ты сам неорганизованный человек, то тебе сложно будет организовать ребенка и весь этот процесс. Нужны управленческие качества и способность к самоорганизации. Семейное образование – это же процесс управления, а не самотек. И, в-третьих, нужно знать законы, чтобы понимать свои права и обязанности, чтобы максимально реализовывать возможности, которые предоставлены законом. 
Сейчас образование можно получать либо в организации, либо вне. Вне организации – это как раз семейное образование и самообразование в 10-11 классах. При такой форме школа не несет ответственность за организацию процесса, за качество полученных знаний. И вся ответственность – только на родителях, это тоже нужно хорошо понимать.

– Кому совсем не подходит семейное образование?
– Человеку, которому сложно самому думать, который хочет, чтобы за него решали что-то. Есть ведь такие, кому удобно получать план, выполнять его и отчитываться. А если человек не готов брать ответственность на себя, то ему, конечно, не подойдет такая форма...

Екатерина Васюкова


Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +5, 6 м/c С-З

16.10
день
+4..+6
6 м/c  С-З
16.10
вечер
+4..+6
4 м/c  С-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
65.7508 -0.2243
EUR, ЦБ РФ
76.0540 -0.4507
JPY, ЦБ РФ
58.8400 0.1041
CNY, ЦБ РФ
94.9196 -0.3761

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика