Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

22-29 августа 2018, №35 (1301)
22-29 августа 2018, №35 (1301)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Торговая тревога: москвичи идут!

Комментировать

Торговая тревога: москвичи идут!

Торговая тревога:  москвичи идут!
Не все жители Хабаровского края знают, что «Пятёрочка выручает» и что «Ашан» - слово французское, а не кавказское. В регионе нет федеральных продовольственных ритейлеров, их заменяют местные. РИА «Восток-Медиа» выяснило, легко ли поставщику попасть в них и что будет с обычными магазинами с приходом «федералов».
В Хабаровском крае работают 550 торговых сетей, 50 из которых - федеральные, и все они относятся к непродовольственной сфере. Крупные игроки готовы реализовывать в регионе одежду, косметику и бытовую технику, товары для творчества и ремонта, однако продуктовая ниша остаётся пустой. По прогнозам экспертов, на дальневосточный рынок «федералы» зайдут не раньше, чем через два года.
В краевую столицу только-только начали приходить федеральные сети общепита. Зайти на этот рынок пока отважились лишь представители сферы фастфуда - KFC и Burger King.
«По итогам 2017 года среди субъектов Дальнего Востока Хабаровский край занял третье место по темпу развития торговых сетей. Впереди Камчатка и ЕАО. И если в 2016 году в общем обороте розничной торговли крупные торговые сети занимали 24%, то по итогам 2017 года эта цифра снизилась до 21,5%. Местные торговые сети имеют на рынке удельный вес», - говорит министр торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности края Николай Крецу.
Чаще всего потребители отдают предпочтение супермаркетам, где можно купить все в одном месте и не нанести урон семейному бюджету. Благодаря закупке больших объёмов ритейлеры экономят на доставке товара и могут предоставить покупателям скидки. Однако в прошлом году в регионе значительно выросло количество дискаунтеров: пять сетей открыли магазины в разных районах города. Не тратя деньги на квалифицированный персонал, разнообразный ассортимент и дизайн интерьера, такие компании максимально снижают издержки и благодаря этому не завышают цены на товар. Такие магазины пользуются большим спросом у жителей, которые не могут похвастать большими доходами.

Гнёт конкуренции
В Бикине, население которого составляет 16 тысяч человек, с приходом одной из таких сетей закрылись несколько мелких магазинов: они не смогли составить конкуренцию «сетевикам». 
Аналогичная ситуация произошла в Хабаровске, когда в город пришла федеральная сеть «Леруа Мерлен». Гипермаркет с товарами для ремонта вытеснил несколько небольших строительных магазинов. Вторую торговую точку площадью в несколько гектаров в Хабаровске откроют в 2019 году в северной части города. Не исключено, что расположенные рядом магазины с аналогичным ассортиментом будут терпеть убытки или вовсе разорятся.
«Заход торговых сетей в небольшие города, в принципе, законодательно никак не регулируется. Мы не имеем права регулировать это законодательно или административно. Здесь очень жестко срабатывает закон о конкуренции. Ограничивать их деятельность какими-то рамками мы тоже не можем. Мелкие торговые сети предлагали нам ввести ограничения для крупных игроков рынка: запретить им работать по выходным и после 19:00. У нас нет законных оснований делать это», - уверяет министр Крецу.
Подобные ограничения отразятся и на покупателях: у них не останется выбора, да и на кошельке потребителя это заметно скажется, поскольку у мелких компаний и предпринимателей цены выше, чем в крупных торговых сетях. По мнению Николая Крецу, представителям мелкого и среднего бизнеса нужно требовать не запретов для других, а помощи для себя, например, в поиске доступных кредитов, льготной аренде помещений у муниципальных властей, снижении земельного налога.

Дорогу местным
Торговые сети готовы закупать продукцию у мелких производителей. Супермаркетам нужны местные свежие овощи и фрукты, ягоды, мясо птицы и яйца, молочная продукция, колбасные изделия, копчености, рыба, мед, дикоросы и соленья. Большим магазинам не хватает такой свежей продукции, и они готовы предоставлять производителям большие скидки, упрощенный договор и помощь в оформлении сопроводительных документов, только чтобы те зашли к ним со своим товаром.
Сейчас самой крупной торговой сетью Дальнего Востока является «Самбери». Чтобы попасть туда, производитель должен выполнить ряд требований: предоставить документы, подтверждающие качество продукции, гарантировать определенный объём товара. С каждым производителем и поставщиком там работают индивидуально, для этого создан отдельный департамент.
«Драконовские условия для попадания в сеть - это миф! Все условия и вопросы обговариваются индивидуально с каждым поставщиком. Если он по той или иной причине не смог зайти в сеть, то это не из-за особых требований и условий. Отказать могут, если поставщик представил продукцию недостаточно хорошего качества, если у него нет гарантий объема и логистических возможностей для правильной транспортировки продукции, например, холодильного оборудования», - уверяет руководитель отдела рекламы и PR «Самбери» Любовь Полищук.
Сейчас в торговой сети 70% продукции - товары местного производства, причем практически все - представители малого и среднего бизнеса. Ставку на подобную продукцию делают исходя из выбора покупателей: они хотят видеть на полках свежие местные продукты. Уровень доверия к таким производителям у жителей края намного выше, чем к федеральным.

Хотели подвинуть?
Сеть заинтересована в сотрудничестве с представителями малого и среднего бизнеса, поскольку такие поставщики предоставляют новый необычный товар. Зачастую такой производитель предоставляет свою продукцию эксклюзивно для торговой сети. Однако не всегда даже заключенный договор становится гарантией предоставления места в гипермаркетах. Так произошло с владельцем ДВ-гектара Сергеем Суровцевым. С производителем Иван-чая заключили соглашение, по которому он не может реализовывать продукцию в других сетях, а потом отказались сотрудничать.
«Мы провели переговоры, цена их устроила, но я узнал, что для конкуренции с остальным товаром нужно отдавать торговой сети 30%, еще 18% нужно отдавать для уплаты НДС, а за перемещение товара по сети еще около 8%. Я согласился даже на такие условия, подписал договор, но заказ мне так и не поступил. Менеджер пропал, не отвечает на письма. Разбираться с этим мне некогда. Я расценил это как попытку подвинуть меня на рынке в интересах производителей с запада страны», - говорит предприниматель.
Западная продукция дешевле: килограмм Иван-чая принимают по 20 рублей. В Хабаровском крае - в два раза дороже, к тому же затраты на электроэнергию, переработку и доставку в других регионах меньше. Конкурировать с такой продукцией местным производителям тяжело. Предприниматель был готов нарастить объемы производства после захода в торговую сеть, однако пришлось пойти по другому пути. Сейчас Сергей Суровцев уменьшил объемы и продаёт продукцию в торговом центре и на ярмарках выходного дня, а также с помощью интернет-магазина для владельцев «дальневосточного гектара», при этом не оставляет идеи зайти в ритейл.

Есть контакт
Чтобы не возникало подобных ситуаций, в Хабаровском крае при министерстве торговли создали специальную рабочую площадку, на которой пытаются найти диалог и наладить взаимодействие производители и торговые сети.
«Еще два года назад было сложно представить, что производители будут высказывать претензии нашим сетям. Они боялись, потому что торговые сети были монополистами! Теперь у нас появляются претензии к крестьянско-фермерским хозяйствам и другим производителям, поскольку не всегда они могут предоставить нужные объёмы, соблюдать сроки поставки и предоставлять упаковку, которая нужна потребителю. Мы в этом плане отстаем, а лидером является Приморский край. Там у КФХ идёт более глубокая переработка, и упаковка у них классная», - считает министр Николай Крецу.
То, что работать с фермерами нелегко, понял и предприниматель Евгений Солоненко. Известный на Дальнем Востоке дрифтер занимается выращиванием тепличных овощей и зелени. Через сельхозкооператив он поставляет продукцию в магазины Хабаровска.
«Не со всеми фермерами легко работать, у многих даже обычных банковских приложений нет. А ведь все операции проходят через кассовый аппарат. Плюс налоги нужно учитывать», - говорит предприниматель.
Помимо этого, фермеры и владельцы частных подворий часто не могут представить документы, подтверждающие качество продукции. Многие считают цену на эти бумаги высокой. Хотя стоимость сертификатов, которые действуют три года, составляет три-четыре тысячи рублей.

Бонус и минус
По мнению Николая Крецу, покупатель только выиграет от появления новых торговых сетей, поскольку в регионе появится хорошая конкуренция. Две федеральные продовольственные торговые сети еще в прошлом году изъявили желание выйти на дальневосточный рынок. Сейчас на телеканалах в регионе идет активная реклама «Пятёрочки» и «Ленты». В европейской части страны подобным игрокам давно стало тесно.
«Мы проводили переговоры с двумя федеральными торговыми сетями, сами выходили на них, чтобы понять, на каких условиях они будут к нам заходить. Важно было вместе с ними их проработать, чтобы это было выгодно для жителей края. Переговоры шли долго, они думают, считают. Я думаю, что пока таким сетям невыгодно сюда заходить с экономической точки зрения: логистика у нас сложная, цена транспортной составляющей высокая, а плотность населения не такая большая, чтобы сделать заход рентабельным. Понятно, что в ближайшие годы численность населения резко не увеличится, но сети все равно зайдут, потому что им нужно развиваться», - уверен Николай Крецу.
По мнению министра, произойдет это в ближайшие два года, когда кто-то из крупных игроков рискнёт и зайдёт на дальневосточный рынок. Даже работа в убыток не остановит «федералов», поскольку они придут, чтобы занять территорию. Вслед за ними стоит ждать и другие сети.
По этим же причинам сейчас на Дальнем Востоке нет других местных игроков, подобных «Самбери». Составить ему конкуренцию будет сложно, а затраты потребуются колоссальные. Получается, местный рынок уже занят, чужим вход закрыт?

Ксения Мурзина 


Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +15, 3 м/c В

22.09
день
+14..+16
3 м/c  В
22.09
вечер
+13..+15
4 м/c  С-В

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
66.2497 -0.2228
EUR, ЦБ РФ
78.0753 0.3224
JPY, ЦБ РФ
58.7659 -0.4497
CNY, ЦБ РФ
96.8563 -0.1399

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика