Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

23-30 мая 2018, №22 (1288)
23-30 мая 2018, №22 (1288)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Собачий доктор для детей

Комментировать

Школа-интернат №5

Школа-интернат №5
Фото: На линейке первоклассникам подарили развивающие книжки
По стране прозвенели первые звонки для первоклассников. А в школе-интернат № 5 прошла линейка для особенных ребятишек. Это место, в котором все обычное становится необычным. Чем же эта школа-интернат отличается от других, почему ее чуть не закрыли и как найти счастье там, где казалось бы его нет? 
На линейку за трех-этажным зданием собралось около пятисот человек, из них более трехсот детей, остальные – родители, педагоги и психологи. Дети не плачут и не устраивают истерик, а ведь это школа для детей с разной степенью умственной отсталости. Мы встретились с директором школы Светланой Михайловной Налескиной, которая рассказала о своей работе и любимых воспитанниках:
– Вы видели, сколько много детей на линейке? В прошлом году у нас было 25 классов, а сейчас мы набрали еще четыре первых. С каждым годом детей в школе становится больше, для нас это рекордное количество. У наших учеников разная степень умственной отсталости: легкая и умеренная. В двух из четырех первых классов учатся дети с легкой умственной отсталостью. Внешне они абсолютно нормальные, пока вы не попытаетесь их чему-то научить. У нас есть первый подготовительный класс, первый класс второго года обучения и два класса для ребят с тяжелыми и множественными нарушениями развития. 
Раньше таких сложных ребят просто делили на две группы: тех, кого можно учить и необучаемых. Теперь образование могут получить все ребята с умственной неполноценностью.

Мы стали уникальными!
– Когда я начала работать в сфере коррекционного образования, у нас в городе было шесть вспомогательных школ для детей с нарушениями интеллекта. В 2004 году к нам приехал специалист из Москвы и сказал, что через два года в городе останется только одна коррекционная школа. Зачем их несколько, когда скоро заработает программа инклюзивного образования? – рассказывает Светлана Михайловна.
– Мы собрали весь коллектив школы и стали думать, как нам сохранить свои рабочие места. Мы решили стать этой единственной школой, которую не закроют. Но существовал ряд недостатков, которые делают нас не конкурентоспособными – школа на окраине города, неблагополучный район, маленькое по площади здание, переделанное из общежития в школу-интернат. Поэтому мы должны были стать эксклюзивным учреждением. Тогда мы открыли два класса для детей, которые раньше считались необучаемыми и находились вообще за пределами образования, – продолжает Светлана Михайловна.
Именно благодаря тому, что коллектив школы поверил в детей, которые раньше ничего не умели, на Дальнем Востоке появилась школа для ребят с тяжелыми нарушениями в развитии. Чтобы было понятно, какие это дети, директор объясняет, что они не понимают своего имени и никогда не смогут говорить. К этой категории относят и аутичных детей, которые живут в своей скорлупке, где им безопасно, и они совсем не выходят на контакт с внешним миром. Именно с такими сложными детишками педагоги интерната № 5 стали работать, пытаясь их чему-нибудь научить. Родители поддержали эту идею, обратившись в управление образования.
– И мы добились успеха. В 2013 году мы выпустили этих «необучаемых» детей – первый выпуск! – и из них половина пошли в училища. Тогда ведь не было стандартов, мы ездили на обучение в Псков и Москву, где были центры помощи детям-аутистам. Управление образования города оплачивала нам эти командировки. Они также поддержали нас методически как могли (потому что в 2004 году вообще ничего не было), нужно было закупить реквизит и оборудование, ведь обычная книжка не является для таких детей источником знаний. Для того, чтобы купить необходимые развивалки мы выиграли грант «Детство без границ». Деньги  потратили на методички, некоторые из которых мы делали своими руками, – рассказывает Светлана Михайловна.
– После всего, что мы сделали и закупили, дети совершили скачок в развитии! Как удалось научить читать ребенка, если он не умеет говорить? Мы взяли на вооружение методику «Глобальное чтение», когда читаешь не по буквам, а образно воспринимаешь слово целиком, у ребенка задействована фотографическая память слов, и это сработало. Но, например, если в кабинете поменяешь местами предметы, то это будет абсолютно новое пространство, к которому они заново будут привыкать, – продолжает Светлана Налескина.

Новый статус школы-интерната
Если в то время школа-интернат № 5 была стажировочной площадкой, то сейчас они работают в новом статусе – Краевой центр трансфера технологий. Педагоги стали делиться опытом, который они наработали за столько лет, сами продолжают ездить на стажировки и учат других. Если на местах у учителей есть проблемы с детишками, то преподаватели нового центра выезжают к ним и проводят мастер-классы.
Возвращаясь к школе, то там создали новые образовательные пространства, которые помогают детям более доступно объяснить материал.
– Любая вещь в образовательном пространстве должна быть функциональна и работать с учетом особенностей ребенка. Все бизиборды в коридорах школы создавались руками преподавателей. Детям они нравятся, а это главное, – говорит Светлана Михайловна о досках, которые висят в коридорах на каждом этаже школы. Они направлены на развитие мелкой моторики ребенка и не только.

Выход в большой мир
Но это то, что касается занятий детей внеурочного времени. Настоящие уроки и изучение программы нельзя начинать с первого дня. Для начала с ними долго работают преподаватели, настраивая детей на учебную деятельность:
– Мы начинаем с того, что формируем у ребят учебное поведение, успокаиваем их ручки и ножки, чтобы они могли сконцентрироваться на уроке. Мы учим их реагировать определенным образом на внешние раздражители. Их мозговая деятельность дефицитарна, поэтому они могут управлять только одним процессом. Для некоторых классов требуется год, чтобы приучить учеников вести себя на уроках правильно, но со временем учителя интерната научили настраивать детей на учебу уже буквально за месяц, – делится своим опытом директор школы.
После того, как дети научились настраиваться на учебу, они приступают к занятиям, постигая азы уникальных образовательных программ.
Для расширения контакта детей с социумом преподаватели водят своих воспитанников в разные общественные места:
– Мы надеваем на детей бейджи с именем и телефоном (в случае чего) и выводим их в большой мир. Мы ходим с ними на рынки, в аптеки, магазины, театры, кинотеатры, катаем их в автобусах. Мы их учим как нужно себя вести вне дома и школы, вырабатываем определенное стереотипное поведение. Это помогает не только детям, но и обществу, которое стало терпимей и с пониманием относиться к нашим детям-инвалидам, – рассказывает Светлана Михайловна.
Так 323 ребенка школы-интерната № 5 находятся в надежных и любящих руках педагогического персонала. Учителя стараются сделать жизнь этих ребятишек лучше, приспособить их к взрослой жизни и дать то, что не может дать ни одна школа края. Для того, чтобы попасть сюда, детей для записи в первый класс начинают приводить уже с декабря.
Первоклассники в этом году получили книжки, которые делали родители и волонтеры. Они появились в рамках социально-значимого проекта «Творим добро своими руками». В рамках этой же программы по запросам специалистов и родителей открыта инклюзивная творческая мастерская «Кудрявый ежик», в которой будут делать развивающие пособия. Этот проект – один из многих, которые совместно реализован благотворительным фондом «Росточек» и школой № 5.
– Мы все должны понимать, что быть не таким – это не плохо, это нужно принять, с этим нужно жить и жить счастливо, – говорит директор.  Школе в этом году исполнится 55 лет, поздравляем с юбилеем. Мы и дальше будем следить за детишками этой школы-интерната. Пожелаем им успехов в новом учебном году.

Елена Барабанова
Фото автора


Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +5, 6 м/c С-З

16.10
день
+4..+6
6 м/c  С-З
16.10
вечер
+4..+6
4 м/c  С-З

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
65.7508 -0.2243
EUR, ЦБ РФ
76.0540 -0.4507
JPY, ЦБ РФ
58.8400 0.1041
CNY, ЦБ РФ
94.9196 -0.3761

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика