Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

22-29 августа 2018, №35 (1301)
22-29 августа 2018, №35 (1301)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Торговая тревога: москвичи идут!

Комментировать

Не дразните Машу!

Не дразните Машу!
Фото: Вы не задумывались прежде, почему герои сериала так боятся милую девочку Машу? А ведь хватка у нее медвежья! Кадр из м/с «Маша и Медведь»

Индивидуальные предприниматели Хабаровска «попали» за игрушки. Это, кстати, не первые судебные разбирательства между крупными правообладателями и мелкими коммерсантами. А вы задумывались, «лицензионный» ли у вашего сына Мэтр из «Тачек» и настоящая ли Эльза из «Холодного сердца»? Местным предпринимателям самое время прикидывать суммы возможных убытков.

ООО «Маша и медведь», владеющее авторскими правами на использование персонажей известного мультика, музыки и других материалов сериала, только за первую неделю февраля подало два иска против индивидуальных предпринимателей. Повод один – незаконное использование товарного знака.

Как отмечали в 2015 году СМИ западной части России, правообладатель судится с предпринимателями, что называется «пачками». В тот год в суды по всем регионам ежедневно подавались по нескольку исковых заявлений.

Не садись на пенек

По данным картотеки арбитражных судов, во всех регионах с 1 января 2013 года по сегодняшний день числится почти 8400 таких дел. В Хабаровском крае тенденция не стала такой «глобальной»: наши судьи рассматривали пока 57 исковых заявлений. Пик активности правообладателя пришелся на 2015-2016 годы: за этот срок проведено 48 судебных процессов.

Суммы тогда взыскивались разные. Причем, в некоторых документах указаны первоначальные требования в 50 тысяч рублей, а затем отмечено ходатайство истца об увеличении суммы в 10 раз. У предпринимателей находили мягкие игрушки, изображающие животных, персонажей мультфильмов. Главным поводом к судам стала злополучная маркировка «Маша и медведь», а также визуальное сходство с персонажами мультсериала. Кстати, музыка и песенки из «Маши и медведя» тоже охраняются авторским правом.

В некоторых случаях с предпринимателей взыскивались и издержки на приобретение товаров, даже если их цена составляла несколько сотен рублей. Затем, по решению суда все вещественные доказательства: наборы пластмассовых игрушек, мягкие куклы – после вступления решения суда в законную силу было положено уничтожить.

В этом году с одного ипэшника «Маша» требует 200 тысяч рублей, с другого – 285 тысяч рублей. Других дел против хабаровских предпринимателей на 8 февраля зарегистрировано не было. Однако, судя по тому, что только за 7 февраля в арбитражный суд Москвы поступило сразу пять аналогичных дел, то вполне возможно, что в этом году ООО «Маша и медведь» продолжит активно защищать свои авторские права. Так что, товарищи предприниматели, перепроверьте свои игрушки.

Холодное сердце

Но не только российская «Маша» защищает свои права в судах. Так, в Хабаровске отметился и главный международный мультгигант - «Дисней». Последнее дело, которое инициировала в защиту продукции дядюшки Уолта Хабаровская таможня, завершилось в мае 2017 года.

Как указано в решении краевого арбитражного суда, ответчик – ООО «Алания», с 2011 года ввозит в Хабаровск товары народного потребления из Поднебесной. По договору с китайским производителем хабаровский предприниматель вел свою деятельность до злополучной декларации в январе прошлого года, поданной, как и положено, при ввозе в Россию импортных товаров.

Одним из пунктов стал «товар №10» – 1416 детских палаток для игр. И на 72 из них значился известный всем девчонкам знак «FROZEN», визуально сходный с товарным знаком «DISNEY FROZEN». В русском варианте «FROZEN» знаком всем как полнометражный мультблокбастер «Холодное сердце».

Как установил таможенный эксперт, на представленных образцах имеются обозначения, сходные по официальной терминологии «до степени смешения» с зарегистрированным товарным знаком «Диснея».

Никаких лицензий на использование товарного знака ни у китайского партнера, ни у хабаровского предпринимателя не оказалось. За что предприниматель поплатился административным штрафом в 50 тысяч рублей.

Бульдозер и конвейер

Тем временем, мультфильмы и игрушки по их мотивам - это еще полбеды. Были случаи, когда таможенники в Хабаровске находили … контрафактную спецтехнику.

Так,  в конце декабря в краевой арбитражный суд обратились таможенники с требованием привлечь к ответственности ООО «Спецмаш». Статья все та же, что и у «мультфильмов» – 14,10 КоАП РФ.

В качестве третьего лица привлечен правообладатель товарного знака известной в России спецтехники «SHANTUI» – компания Шантуи Констрактион Мачинери Ко. Лтд в лице представителя Гартмана А.И. Компания производит бульдозеры, экскаваторы, фургоны, грейдеры и прочее. Судьбу «пиратской» дорожно-строительной техники будут решать в суде в конце февраля.

 225 млн дол. - доходы проекта 
«Маша и Медведь» в 2015 году

8400 исков - подано правообладателями 
проекта к пиратам в РФ в 2013-2017 годах

50 - 500 тыс. руб. - диапазон исковых 
претензий к нелицензионной продукции  

Эксперты полагают, что бороться с незаконным использованием товарного знака нужно и правильно. Но временами такая защита своих прав превращается в конвейер. 

– Например, «Маша и Медведь» – это некий конвейер по зарабатыванию денег. Причем по зарабатыванию не за счет полезных качеств самих произведений, а просто на нарушителях. Здесь мы видим, что правообладатель сознательно выбирает такой размер исковых требований, чтобы ответчикам рентабельнее было договориться с ним, чем оплатить услуги юристов для своей защиты, – заявлял прессе Роман Речкин, старший партнер Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С. 

Судебные органы тоже видят такие тенденции, но пресечь или ограничить их достаточно сложно. А пока на нарушителях, особенно мелких предпринимателях, которым некогда «возиться» с юристами и тратиться на них, можно заработать неплохие деньги. Впрочем, создатели бренда имеют на это право.

В чем сила, брат?

Стоит, к примеру, напомнить, что самая ныне успешная кинофраншиза современности - «Звездные войны» - не только стала международным блокбастером и культурным феноменом, но и выстроила на своих теперь всем известных брендах первую империю культурного мерчандайзинга.

Джордж Лукас рискнул и сделал ставку не на высокий гонорар режиссера, а на продюсерское владение авторскими правами и продажу сопутствующих товаров, что сделало его магнатом и навсегда перевернуло мир глобального шоу-бизнеса. Ведь, к примеру, все фильмы франшизы заработали к 2015 году примерно 5 млрд долларов, а еще 30 с лишним миллиардов принесла продажа игрушек и прочих товаров с атрибутикой Star Wars. Да пребудет с вами Сила!

Похожий ход в 2009 году предприняли и создатели российского сериала «Маша и Медведь». К примеру, в отличие от прочих производителей, они не только не боролись с пиратами, а, наоборот, поначалу бесплатно размещали свой сказочный контент на максимальном количестве площадок в Интернете.

Теперь же узнаваемые на всех континентах бренд «Маша и Медведь» (сериал и его спин-оффы - «Машины сказки» и «Машкины страшилки» - переведены уже на 35 языков, проданы в десятки стран) работает на своих создателей. По данным бизнес-прессы, в 2015 году доходы от проекта «Маша и Медведь» составили 225 млн долларов США. При этом лишь примерно треть доходов инвесторам приносят продажа прав на трансляцию на телеканалах и в Интернете, все остальное - доходы от лицензирования сказочного бренда! Сюда входят мягкие, пластмассовые и компьютерные игрушки, школьные товары и продукты питания, а также книги, журналы и спектакли с героями мультсериала.

Так что на пути «Маши и Медведя» сейчас лучше не вставать. Эпоха дикого пиратства подходит к концу?

Екатерина Васюкова

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +17, 3 м/c Ю

12.09
день
+20..+22
3 м/c  Ю
12.09
вечер
+11..+13
3 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
69.9744 0.1059
EUR, ЦБ РФ
81.3942 0.7240
JPY, ЦБ РФ
62.7686 -0.1562
CNY, ЦБ РФ
10.1946 0.0171

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика