Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

25 апреля - 2 мая 2018, №18 (1284)
25 апреля - 2 мая 2018, №18 (1284)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

"Мой дом" Евгения Розенталя

Комментировать

Куда текут молочные реки

Куда текут молочные реки
Фото: Краевые чиновники под присмотром прессы изучают продукцию местного пищепрома

Казалось бы, что российское правительство делает все, чтобы местные производители продуктов питания наращивали свои мощности. Где-то это приносит свои плоды, но вот только не в Хабаровском крае. Причем, как показывают официальные данные, не самая положительная динамика наблюдается не первый год подряд. О невеселой судьбе местного пищепрома мы задумались, побыв на январском расширенном заседании краевого правительства.

Перспективы кризиса

На первый взгляд, кажется, что всё у нас в крае не так уж и плохо. Если опираться на статистику, то по итогам 2017-го года объём промышленного производства в пищевой отрасли даже вырос - показатели, в сравнении с 2016-м годом выросли на 2,3 %, если мерять их в действующих сейчас ценах.

Но если провести небольшой анализ и разобрать каждое из направлений в отдельности, то энтузиазм сходит на нет. Фактически рост зафиксирован только в двух сегментах отрасли - производстве алкогольных напитков и «кондитерки».

- По сравнению с 2016-м годом увеличены объемы производства пива на 3,4%, водки - на 0,5%, кондитерских изделий - на 0,5%, - указано в статистической сводке правительства Хабаровского края.

Демон сухого молока

К сожалению, выпуск молока и молочной продукции в нашем регионе снизился (по сравнению с 2016-м годом) на 16,2%. Как прокомментировали это в краевом правительстве, в снижении показателей виноват «Переяславский молочный завод», который уменьшил объемы производства на 31,4 %.

На предприятии негативную статистику связывают с двумя основными факторами - дефицитом сырого молока, а также снижением закупок продукции торговыми сетями как в Хабаровском крае, так и за его пределами. Если говорить про первую проблему, то она не нова - сырья для переработки в крае становится меньше с каждым годом. Вот и в 2017-м, по сравнению с предыдущим годом, сельхозорганизации края выпустили почти на 30 % меньше молока.

Почему же все-таки уменьшается доля Переяславского молокозавода? Здесь очень многое зависит от позиций конкурентов. И для местных покупателей далеко не секрет, что продукция переясловцев на полках магазинов стоит дороже, чем аналогичные позиции производителей из соседних регионов. Но это только один из немногих факторов.

Например, заводы Амурской области или Приморья делают акцент на том, что они не используют сухое молоко, чем хабаровский гигант похвастаться не может.

- Сухое молоко совершенно напрасно демонизируется, это полноценный продукт! - возражает председатель совета директоров «Переяславского молочного завода» Сергей Смоленцев. - Даже в самых продвинутых странах специалист не в силах будет отличить живое молоко от восстановленного сухого.

- Такой негативный имидж был создан, когда приняли последний регламент по молочной продукции - он послужил инструментом антипиара и принес огромный ущерб всей отрасли, - считает он. - Если говорить по цены, то на них сказался, в частности, переход на сухое молоко из Уругвая. Кроме того, у нас в крае сырое молоко очень дорогое. Если в Амурской области его средняя цена 28 рублей за литр, то у нас 36,5. А сухое молоко обходится в 260 рублей за килограмм.

«Два кусочека колбаски»

Чуть лучше дела у производителей колбасы, вернее, у одного из них. Если опираться на сухие цифры, то в целом это направление по краю «просело» на 4%.

Кто же тот счастливчик, у кого дела складываются хорошо? Это не секрет - компания «СКИФ». Предприятие вообще за последние два года «скакнуло» весьма неплохо, отвоевав 62,1% местного рынка. Руководству удалось не только решить проблемы с сырьем, при этом сохранить умеренные цены. Правда, они все-таки выше, чем у соседей из других регионов.

А что же с остальными хабаровскими производителей? А вот тут уже все сложнее. Как и в ситуации с производством молока, одно из главных условий успеха - это доступное сырье. А с мясом в нашем крае совсем плохо. Шутка ли, но все местные производители колбасы и колбасных изделий, кроме акционерного общества «Сельскохозяйственный комплекс «Агроэнерго», используют привозное сырье!

Это вынужденная мера, так как местной свинины на рынке всего порядка 13%, а говядины нет вовсе. Так о каком полностью местном продукте может идти речь?

А цены на завозное мясо за 2017 год выросли почти на 15%. Отсюда и подъем стоимости готовой продукции на прилавках. Этим также пользуются конкуренты из других регионов. Неплохим ударом по местным производителям стало эмбарго на поставки мяса из Бразилии, которое ввели в конце минувшего года - а это 16% всего рынка. Сейчас сырье завозят из Аргентины, Уругвая и западных регионов России.

Рентабельный танец булочек

Замыкают тройку «лидеров» производители хлеба. Производство этого продукта в 2017 году упало на 5%. Речь идет об изделиях недлительного хранения.

Однако эту цифру нельзя назвать точной. Ведь повлиять на нее могло перераспределение объемов производства от крупных производителей к более мелким - а они в Хабаровскстат не отчитываются. Сюда также можно отнести и предприятия торговли, которые также сейчас пекут хлеб и булочки. Согласно статистическим данным, с 2011 года доля производства крупных предприятий снизилась с 31,7% до 18,5%.

В правительстве края отметили также продолжающуюся тенденцию снижения спроса у покупателей на булки хлеба весом 500-600 граммов - доля сейчас составляет 33,1%. Такое положение вещей на рынке, кстати, заставило пойти на крайние меры «Колос-пром» - гиганту за два последних года пришлось закрыть 60 своих нерентабельных киосков.

Естественно, раз нет реализации, пришлось и производство снизить. Но, по мнению чиновников, такое положение дел не слишком критично, так как схожая ситуация наблюдается в других российских регионах.

Даёшь экспорт бренда?

Отдельное внимание на заседании правительства уделили увеличению экспорта продуктов из края. Главный упор, весьма предсказуемо, чиновники делают на ближайших соседей. Сегодня наши товары официально экспортируются в Китай, Японию и Южную Корею - ассортимент, правда, весьма ограничен. Возят из нашего края за границу пока мороженое, соки, мед, пиво, печенье и пряники, растительное масло, а также минеральную воду. Отгрузкой продукции на экспорт занимаются аж ... пять местных предприятий. Но в скором времени ситуация может измениться.

Так, краевой комитет пищевой промышленности собирается ежегодно выводить на экспорт не менее чем по два предприятия отрасли и при этом постоянно расширять ассортимент местной продукции, представляемой на иностранных рынках. Более того, в рамках так называемого «Экспортного стандарта» сейчас формируется заявка для подачи на регистрацию регионального экспортного бренда «Наш выбор 27», который жителям региона уже знаком не понаслышке.

Начинание, на первый взгляд, очень хорошее. Только вот, глядя на вышеозвученные минусовые показатели производства, возникает вопрос - что, к примеру, из колбасных изделий или молочки отправлять на экспорт, если мы сами себя в полной мере обеспечить не можем?

Финансовые романсы

Согласитесь, что нельзя назвать сложившуюся ситуацию нормальной, но что же остаётся делать. Без государственной поддержки тут однозначно не обойтись. Производителям продовольственных товаров в крае как никогда нужны, например, «дешевые» кредиты.

Сегодня на модернизацию предприятий отрасли необходимо порядка 100-120 млн рублей - и это только в 2018 году. Кроме того, на закуп сырья нужно предусмотреть около 400 миллионов оборотных средств. Нельзя забывать также о поддержке производителей сырья, без которого удешевление местных продуктов также невозможно.

Губернатор в ответ на эту информацию, естественно, пообещал, что соответствующие меры будут приняты. Вот только много ли рычагов и финансов для этого у главы региона?

Голосуем рублем

Стоит напомнить, что 2016 год стал практически провальным для производителей - это было связано с падением покупательского спроса. А вот в 2017 году положение дел, похоже, начало потихоньку выправляться - рост продаж продуктов питания в крае вырос более чем на 2%. Самое время форсировать рынок и увеличивать предложение.

Но что мы имеем в итоге? Фактически, продовольствие, выпущенное в Хабаровском крае, на местном рынке - это только около 30% от общего ассортимента. Кроме того, по цене оно проигрывает конкурентам из других регионов. К сожалению, глядя на общую динамику, снижения цен в ближайшее время ожидать не стоит. В результате пока покупатель голосует рублем за продукты из Приморья, Амурской области и ЕАО.

Александр Янышев
Фото автора

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +18, 2 м/c Ю-В

29.06
вечер
+17..+19
2 м/c  Ю-В
30.06
день
+24..+26
4 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
62.7565 -0.5345
EUR, ЦБ РФ
72.9921 -0.0963
JPY, ЦБ РФ
56.6983 -0.6357
CNY, ЦБ РФ
94.7511 -0.6989

© 2010 – 2018, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика