Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

5-12 июня 2019, № 24 (1341)
5-12 июня 2019, № 24 (1341)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Наших садоводов наградил губернатор

Комментировать

Дорожная аритмия

Дорожная аритмия
Фото: Автобус дальше не идет? Каких новых будоражащих решений ждать хабаровским пассажирам от транспортных начальников? Фото Дмитрия Судакова

Транспортное сердце краевой столицы нынче бьется с перебоями, а в публичном пространстве резкими репликами обмениваются краевые, городские депутаты, чиновники и коммерсанты. А пассажиров, ничего не понимающих и уставших от тарифных и маршрутных конвульсий, уже который месяц успокаивают обещаниями все уладить.

Дорожный коллапс,  о котором предупреждали некоторые критики транспортной реформы, затеянной мэрией (см. «Транспортный коллапс неизбежен?» в №30 от 20-27.07.2016 г., и «Автобус дальше не идёт?» № 47 От 16-23.11.2016 г.), едва не приключился в пятницу 6 октября. Впрочем, 7 октября из администрации города в СМИ разослали специальный успокоительный релиз: мол, все нормально, все муниципальные автобусы вышли на маршруты.  

Всё пропало, шеф!

А еще за пару дней до этой странной новости из транспортного стана поступали другие вести, самые хаотичные: у МУП «ХПАТП №1» арестовали счета, денег нет, свыше 200 автобусов остались без горючего, а руководство МУП предупредило о полной остановке.

Сообщалось, что в понедельник уведомления об увольнении получат 900 разгневанных сотрудников.

При этом маршруты, на которых работали муниципалы, дескать, уже отошли к коммерсантам. На линии поставят автобусы бизнесменов, которые входят в «Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска». Глава союза Валентин Шадуя сообщил, что они готовились к этому двое суток: взяли в аренду автобусы муниципального парка, приготовили свой транспорт. По его словам, многие водители ХПАТП №1 уже написали ему заявления о принятии на работу, сообщало РИА «Восток-Медиа».

- Нам предлагали платить 2/3 от заработка, как за вынужденный простой, но прожить на эти деньги нереально, - рассказал об этих событиях информагентству профсоюзный вожак предприятия Василий Остапенко. - В пятницу к нам слетелись как вороны коммерсанты, давай договора подписывать, все маршруты разобрали. Шадуя сказал, что ему ни один кондуктор не нужен, а Артамонов (видимо, имелся в виду еще один коммерческий перевозчик - Прим. ред.) вообще издевался над нами! Но когда о ситуации узнали в краевом министерстве транспорта и в думе, все договоры аннулировали, сказали прекратить беспредел!

Триумф воли

Оказывается, к сотрудникам ХПАТП тогда приехали представители городской и краевой власти, рабочих успокоили, процесс увольнения приостановили. В итоге до бунта дело не дошло, 922 сотрудника пока работают. Однако ясности в будущем агонизирующего предприятия не стало больше.

Ведь - парадокс - предприятие, находящееся под контролем мэрии, попало в предбанкротное состояние, задолжав государству! Как сообщалось в прессе, долги начали накапливаться еще с 2016 года, в итоге, когда в конце сентября налоговая инспекция выставила счет на 87 млн рублей, МУП его оплатить не смогло, его счета заблокировали. А ведь это только часть от озвученных 400 млн долгов. Все по закону, однако кому нужен  транспортный хаос?

- Когда все это дело завертелось, мы экстренно собрались в правительстве: были налоговики, силовики, чиновники. Решали, что делать, хотя днем пятницы было решено, что маршруты МУП «ХПАТП-1» будут закрываться коммерческими предприятиями, - рассказал свою версию событий информагентству «Амурмедиа» зампред краевой думы Юрий Матвеев. - В восемь вечера все-таки приняли решение, что этого не будет, маршруты МУПа отстояли! Договорились, что на линии выйдут автобусы этого предприятия и будут продолжать работать. До конца октября им поставлен срок разработать план, как выйти из положения.

- Вероятно, что и быстрее это сделают. Это выход на финансовую устойчивость, это оптимизация коллектива, чтобы не было балласта. Там уже сократили около 400 человек, в том числе управленческого персонала, надо будет еще посмотреть. Кроме того, у города есть предложение объединить это предприятие с ТТУ, - рассказал краевой депутат.

715 автобусов работает в октябре
в Хабаровске, из них 120 муниципальных

12 из 65 автобусных маршрутов
Хабаровска обслуживало ХПАТП №1

Кто кого хоронит

И вот конец октября уже на носу, а в банкротном МУП закономерно разразился еще один публичный скандал. Своими версиями происходящего в СМИ обменялись глава транспортного управления мэрии Сергей Суковатый и глава МУП, городской депутат Алексей Деменок.

- Сергей Суковатый заявлял с трибуны, что мэрия помогла нашему предприятию сотней миллионов рублей. Однако ни копейки не поступило автобусной организации – они ушли в трамвайно-троллейбусном депо. Кроме того, он обвиняет меня в развале организации, но я же работаю, и предприятие тоже функционирует. Зато он пытался передать муниципальные маршруты перевозчикам, - цитируют обвинения депутата Деменока  dvnovosti.ru.

Сергей Суковатый опровергает обвинения в том, что это мэрия хочет «похоронить» МУП: «Если бы хотели - давно бы это сделали, раздали маршруты по конкурсу, и все бы уже забыли, что такое ХПАТП! Но это очень крупный коллектив, сегодня там 922 работника, и мы будем принимать все меры, чтобы костяк предприятия все-таки сохранить!»

- Сейчас предприятие находится в стадии конкурсного производства. В течение последних 10-15 лет мы то спасаем его, то оказываем помощь, - рассказал Сергей Суковатый РИА «Восток-Медиа». - Что привело перевозчиков к такому состоянию? Многие годы два муниципальных предприятия перевозили 37 категорий льготников - это 204 тысячи человек! Полиция, прокуроры, судьи, налоговые работники и многие другие ездили бесплатно за счет предприятия. Накопилось за это время 6,3 млрд рублей!

- Второе - в Хабаровске один из самых дешевых в стране тарифов платы за проезд, - настаивает глава управления. - В России всего два города с такой протяженностью маршрутной сети - 27,5 километра. Вот Владивосток: средняя протяженность маршрута там 10 км. Москва - плата за проезд 55 рублей, протяженность - меньше 10 км. И так по всем городам.

- Добавлю, что муниципальные предприятия несут налоговую нагрузку раз в 10 выше, чем коммерческие перевозчики. Это вопрос, решать который должны в Госдуме и правительстве, пока ситуация такова. Когда-то должно было случиться то, что в итоге случилось, - считает чиновник.

Будем резать?

Сокращения же в проблемном МУП неизбежны, указывает он:

- Речь идет о больших издержках. В Москве есть графики односменные, двухсменные, трехсменные, есть маршруты, на которых машины работают круглосуточно. У нас таких нет. И есть показатель - сколько одна работающая машина кормит человек. В столице она кормит четырех человек, на Сахалине - 4,4 человека. У нас одна машина кормит девятерых! Есть такие должности, при упоминании которых у любого коммерсанта глаза делаются, как говорится, по пятаку. Например - подметальщики, трафаретчики или перегонщики. Все эти люди есть, они получают зарплату.

Алексей Деменок подал в отставку с поста директора МУП, однако перейдя в команду конкурсного управляющего, молчать не стал. По его словам, передает РИА «Восток-Медиа», уйти его вынули два фактора: ненужность занимаемой должности в процессе банкротства и разногласия с собственником предприятия - руководителем управления транспорта администрации Хабаровска Сергеем Суковатым, который в прессе обвиняет Деменока в крахе ХПАТП.

«Я на пассажирском предприятии с 1984 года, все тонкости организации процесса знаю. Начальник управления транспорта считает, что численность должна быть не более чем четыре человека на один автобус, выходящий на линию. А я считаю, это невозможно: одна смена - один водитель, две - два, в выходные выходит третий, плюс три кондуктора - шесть человек. А еще обслуживающий персонал. Я говорю, что чудес не бывает, а начальник требует четыре и все!» - возмущается Алексей Деменок.

От кондукторов экс-глава МПУ не хотел отказываться: это неудобно пассажирам и водителям, которым не стоит отвлекаться в сложных дорожных условиях.

«В пример предлагают Владивосток, Сахалин. Но там доходность предприятий в два раза ниже, чем у нас. Такой экономики у нас не хотят, но кондукторов все равно просят убрать. Как это сделать, я не знаю! Предлагали и колонну «Южную» перевести на базу ХПАТП, но мы подсчитали и поняли, что затраты будут бешеные, мы уйдем в минус. Глупо иметь площадку для хранения автобусов в Южном, но гонять их с другого конца города. Сергей Суковатый считает, что я этого не делаю и наношу урон предприятию», - заявил экс-руководитель предприятия.

Для полноты картины, за которой с тревогой наблюдают пассажиры, остается добавить, что еще одно транспортное МУП - «Трамвайно-троллейбусное управление» тоже находится в процедуре банкротства. Кто-то скажет, это агония, коллапс. В любом случае, транспортное сердце бьется с перебоями. На минувшей неделе в мэрии, как сообщает пресса, провели очередной конкурс: заявку на обслуживание трамваев и троллейбусов подало только МУП «Городской электрический транспорт», созданное мэрией в этом году. Один МУП умирает - да здравствует новый?! 

Валерий Лапин

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: +22, 3 м/c Ю-З

10.06
день
+21..+23
3 м/c  Ю-З
10.06
вечер
+16..+18
2 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
65.0395 0.0000
EUR, ЦБ РФ
73.2605 0.0000
JPY, ЦБ РФ
59.9470 0.0000
CNY, ЦБ РФ
94.1278 0.0000

© 2010 – 2019, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика