Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Свежий номер

22-29 ноября, №48(1263)
22-29 ноября, №48(1263)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Дорогая моя дорога

Комментировать

Мигранты за рулем: угроза или неизбежность

Мигранты за рулем: угроза или неизбежность
Фото: Водителям-мигрантам теперь предстоит менять права и сдавать экзамены

Граждане Таджикистана, Узбекистана и Украины с июня не имеют права ездить по дорогам нашей страны без водительского удостоверения российского образца. Хабаровчане и гости нашего города на себе ощутили последствия нового закона - от летнего ажиотажа в автошколах города до внезапного дефицита автобуса на некоторых маршрутах. Что происходит? 

Итак, мигрантам за рулем, чтобы продолжать крутить баранку, нужно было обменять аналогичный документ, полученный у себя на родине, на тот, что утвержден федеральной ГИБДД. В противном случае с июня мигрантов ждал запрет на работу и, как следствие, увольнение.

Даешь наших!

Закон в целом одобрили еще в 2013 году, но вспомнили о нем лишь в 2016-м. С инициативой запрета управления общественным транспортом для водителей-мигрантов выступила общественная организация «Гражданский патруль». Активисты указывали, что  в погоне за прибылью многие предприниматели пренебрегают нормами безопасности, в частности - экономя на зарплате и квалификации водителей. По их мнению, засилье импортных малоквалифицированных водителей бьет по отрасли и приводит к росту аварийности на дорогах.

Активисты тогда развернули кампанию по сбору подписей в регионах: они апеллировали к опыту Ханты-Мансийского автономного округа и Челябинской области. Там иностранным гражданам, которые трудятся по патентам (разрешение на работу мигранта в России - прим. ред.), запрещено торговать алкоголем и табачными изделиями в розницу, а также оказывать услуги пассажирской перевозки - как в такси, так и в автобусах.

Губернаторам остальных регионов России общественники настойчиво рекомендовали перенять эту практику водительского «импортозамещения». Прошло чуть больше года, и федеральный закон с судьбоносными поправками, который четыре года пылился в архивах Госдумы, вступил в силу.

Патовая ситуация

В основном «под раздачу» попали сотрудники, которые сидели за рулем габаритных автобусов и маршруток. При этом почти 100% иностранных шоферов, которые зарабатывают на жизнь, сотрудничая с таксомоторами, остались на местах, и это неудивительно: большинство извозчиков трудится неофициально.

А вот предпринимателям, которые курируют маршруты в сети общественного транспорта, не повезло: подчиненных мигрантов пришлось увольнять или переводить на «черное» трудоустройство.

Управление транспорта администрации Хабаровска тогда же обещало подключиться и решить проблему. Фактически же разбираться с нехваткой «рулевых» сотрудников предпринимателям пришлось самостоятельно.

Обойтись без увольнений не представлялось возможным: согласно тем же поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, за трудоустройство каждого шофера-мигранта без водительских прав российского образца, работодателям грозят штрафы в 50 тысяч рублей. Выход очевиден: либо нанимать местных извозчиков, либо снимать с маршрута автобусы, которыми некому управлять.

Большинство бизнесменов в городе, похоже, выбрали второй вариант. Сокращение числа машин на отдельных направлениях моментально заметили пассажиры. В первую очередь жаловаться на нехватку транспорта начали хабаровчане, которые пользуются маршрутом № 40. Также неудобства тогда ощутили и пассажиры других направлений из Индустриального района в центр города, в частности, №№ 8,56, 89 - всего таких набралось двенадцать.

По мнению чиновников, в проблемах виноваты сами водители: мигранты за четыре года могли найти время и финансовые возможности, чтобы пройти обучение в российских автошколах и получить новые водительские удостоверения. Опытные шоферы, как считают в городском управлении транспорта, и вовсе оказались в несложной ситуации: им достаточно пересдать экзамен на получение категории D в местном управлении ГИБДД и оформить новый документ.

Правда, «эксперты» местной власти забыли про один важный нюанс, с которым сталкиваются практически все иностранцы. Чтобы сменить водительское удостоверение без обучения, мигранту необходимо предоставить бумаги, которые подтвердят профессиональную квалификацию, полученную им на родине. Для этого нужно направить запрос в консульство страны, откуда приехал водитель, а потом несколько месяцев ждать ответ - документы высылают из Таджикистана, Узбекистана и других республик Средней Азии.

Процедуру курируют специалисты экзаменационного отдела Госавтоинспекции, но ускорить ее практически нереально. Поэтому многие шоферы на тот момент не успели сменить водительские удостоверения. По официальным данным главного управления ГИБДД России, мигрантов, которые оказались в патовой ситуации, более 60 тысяч человек!

50 тыс. руб. - штраф работодателю
за трудоустройство каждого
шофера-мигранта без водительских
прав российского образца

60 тыс. чел. - столько мигрантов-водителей
в РФ с 1 июня 2017 года обязаны были
получить новые документы

Сложнее всего приходится беженцам из Украины: с учетом текущей политической обстановки, им быстрее заново выучиться и сдать экзамены, чем дождаться нужных справок. Когда Хабаровский край открыл двери для вчерашних жителей Донбасса, местные власти помогли им получить новые паспорта - на этом «бумажное» содействие закончилось.

Школьный ажиотаж

В первые дни лета - после того, как запрет шоферам-мигрантам работать вступил в силу - муниципальные автошколы Хабаровска «атаковали» десятки иностранцев. Некоторые рассчитывали услышать, что срок обмена водительских удостоверений вновь продлят. Но большинство выясняло, как поскорее сдать экзамен.

- К нам обращались мигранты, которым нужно было поменять права срочно: сегодня, завтра, максимум - через неделю. Они готовы были платить, просили только одного: поменяйте, мол, быстрее, работать нужно. Но мы ведь не частная лавочка, а госучреждение. Есть четкие правила, есть количество групп и учащихся в них. Есть, в конце концов, утвержденные сроки обучения, - рассказал преподаватель Хабаровского центра профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства Владимир Вишняков.

Самый большой ажиотаж царил в школе при Автодорожном техникуме Хабаровска. Основной поток водителей-иностранцев хлынул туда. Ежемесячно это учреждение выпускает 300 человек, но и там невозможно за несколько дней подготовить мигранта - даже с опытом управления автомобилем - к экзаменам в ГИБДД. Впрочем, 18 человек успели записаться на курсы еще до вступления в силу нашумевшего законопроекта: обучение они прошли, а вот теоретический экзамен завалили.

Примечательно, что коммерческие автошколы не могут похвастаться спросом на свои услуги у мигрантов. Вероятнее всего, за выбор муниципального учреждения отвечает репутация той или иной организации - цены на стандартный курс обучения вождению в Хабаровске незначительно отличаются у бюджетников и предпринимателей.

Кому они нужны

Вопрос о востребованности иностранной рабочей силы в краевой столице актуален долгие годы. При этом чиновники зачастую поддерживают и поощряют трудоустройство мигрантов на предприятия города и края. Так, мэр Хабаровска Александр Соколов так и вовсе заявил на одной из пресс-конференций в прошлом году, что приезжие из стран Средней Азии - самые добросовестные, неприхотливые и «недорогие» сотрудники, которые готовы жить в вагончиках и не требуют у властей никаких льгот и пособий.

За сотрудничество с иностранными шоферами ратует и большинство хабаровских перевозчиков. Как на внутригородские, так и на междугородние автобусные маршруты предприниматели выпускают в основном водителей-мигрантов.

И дело не столько в сумме зарплаты, сколько в качестве труда. По мнению коммерсантов, среди приезжих из Средней Азии гораздо больше ответственных, воспитанных и, что немаловажно, непьющих граждан.

- Негативный фактор у многих российских водителей - алкоголь. У мигрантов такое встречается гораздо реже. Кроме того, наши соотечественники не очень хотят работать там, где иностранцы соглашаются трудиться. Не уверен, что это связано с национальностью - думаю, что все зависит от человека. Но факт остается фактом, - прокомментировал гендиректор ООО «Дальневосточная автотехническая экспертиза» Александр Куликов.

Стражи правопорядка не намерены были чинить особых препятствий шоферам-мигрантам. В краевом управлении ГИБДД не планировали устраивать дополнительных рейдов, которые выявили бы нарушителей с недействительными документами. Иностранных водителей будут проверять в штатном порядке.

Официально мигрантам дали «зеленый свет» на решение вопроса - правда, новый федеральный закон в любом случае серьезно бьет по их кошельку. Получить новые водительские права гости из ближнего зарубежья могут быстрее, чем обменять свои, но за два месяца вынужденного безделья им никто не заплатит. А устроиться на работу с недействительными бумагами иностранцы просто не смогут: в Хабаровском крае редкий предприниматель захочет рисковать.

Анна Ленская

Все материалы номера

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Погода: -20, 3 м/c Ю-З

24.11
вечер
-19..-21
3 м/c  Ю-З
25.11
день
-15..-17
3 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
58.4622 -0.5439
EUR, ЦБ РФ
69.1783 -0.2247
JPY, ЦБ РФ
52.5621 -0.0961
CNY, ЦБ РФ
88.8024 -0.3805

© 2010 – 2017, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика