Рубрика: Город

Сюда непросто зайти и нелегко выйти. Зато интересно 

Не только обвиняемые могут оказаться в СИЗО, но и … посетители музея. Да, на территории хабаровского следственного изолятора есть свой музей. Или, как его называют хранители местной истории, – «тюремный замок». Туда непросто войти, оттуда нелегко выйти, зато можно узнать интересные факты о жизни заключенных и о городе Хабаровске. Нам провели экскурсию в прошлое.

Заведение это некоторые хабаровчане не прочь сравнять с землей. Еще недавно страсти вокруг кипели, политики обещали выполнить «волю народа»... А ведь следственному изолятору в краевом центре исполнилось уже 137 лет. Его историю изучает Наталья Купалова, методист музея СИЗО, которая проработала в учреждении почти три десятка лет. Ветеран труда недавно обновила музейную экспозицию в честь грядущего 165-летия Хабаровска и поделилась своими находками с комиссией городского конкурса «Лучший хранитель истории».

Мы стоим на пересечении улиц Знаменщикова и Серышева. Более века назад, в 1899 году, улица называлась Семеновской, в честь купца Якова Семенова. После военных событий на КВЖД, в 1930-м ее переименовали в память об Андрее Знаменщикове, который героически погиб в водовороте того советско-китайского конфликта. А улица Серышева до 1923 года называлась Тихменевской.

Так вот, на пересечении Тихменевской и Семеновской в сентябре 1899-го проходила первая Амурско-Приморская сельскохозяйственная и промышленная выставка. Участвовали купцы и торговцы, демонстрируя достижения почти во всех сферах жизни города, начиная со скотоводства и заканчивая искусством.

В каждом карцере – атрибуты тюремной жизни, которые передают незавидное положение зэков. Один муляж в робе держит четки, другой – железную кружку, третий обернут в тонкое войлочное одеяло. 

Газеты писали, что около 10 тысяч экспонатов посмотрели более 11 тысяч посетителей. В том числе на выставке был приамурский генерал-губернатор Николай Гродеков. И людей тогда абсолютно не смущало, что рядом – тюрьма. Об этом соседстве мы узнали благодаря одной, очень интересной фотографии – и сюжет-то простецкий, а чтобы на нее посмотреть, надо пройти определенные процедуры.

Режимное учреждение предполагает ряд строгих правил, которые нужно соблюсти, прежде чем оказаться по ту сторону высокой белой стены, ограждающей СИЗО от посторонних глаз. Любая техника и сумки остаются на входе, вас фиксируют на камеру дважды, когда входите и когда выходите. А также сверяют ваше лицо с паспортным фото, просят снять очки или поднять челку. Чтобы пронести диктофон, нам, журналистам, потребовалось спецразрешение. Перед выходом во внутренний двор СИЗО нас обыскивают с металлоискателями.

Навстречу нам – заключенные. Опустив головы, энергично толкают вперед тележку с большим бидоном. А передо мной – действующий корпус, в подвале которого и расположен музей.

Ступени очень крутые, сверху капает вода. Оказавшись внизу, наш проводник Наталья Купалова сразу включает вентиляцию, но это не спасает от непривычного запаха и сырости. Каменная кладка аж 1914 года. Низкие потолки. Арочные своды. Говорят, что комплекс зданий спроектирован городским архитектором Борисом Малиновским.

На входе гостей встречает суровый манекен Василий в форме тюремного стражника середины XIX – начала XX века. Небольшой коридор ведет к комнате, где собраны основные экспонаты, а также рядом демонстрируются тогдашние камеры, предназначенные для буйных заключенных или для так называемых «транзитников».

В каждом карцере – атрибуты тюремной жизни, которые передают незавидное положение зэков. Один муляж в робе держит четки, другой – железную кружку, третий обернут в тонкое войлочное одеяло. На маленьком зарешеченном окне сидит голубь, на стене – икона. Одна шконка покрыта соломой, другая поднята к стене.

Достижение национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» запланировано путем развития инфраструктуры и кадрового обеспечения в сфере культуры, а также создания качественного контента. В рамках нацпроекта «Культура» действуют краевые проекты «Культурная среда» и «Творческие люди».

Чтобы попасть в камеры середины XIX века, нужно хорошенько согнуть спину, во весь рост туда пройти смогут разве что выдуманные хоббиты...

Естественно, меня привлекла экспозиция с запрещенными предметами, изъятыми у заключенных. Это самодельные отмычки, ножи, веревки, карты, приспособления для нанесения татуировок и – самое современное – для зарядки телефона! Еще можно рассмотреть местные мебель, утюг, оконную решетку, лампу, навесной замок и гимнастерку ручной работы.

Но, пожалуй, внушительнее всего смотрится макет учреждения, сделанный в 2013 году руками заключенного. В СИЗО творец попал за убийство, макет мастерил три месяца.

Вокруг, на стенах музея – подробная информация о сотрудниках изолятора. Фотографии всех начальников, репрессированных работников, ветеранов, участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Имеются снимки СИЗО, сделанные в 1950-65-х годах, план учреждения 1950-го. Чего и кого здесь только нет – можно долго разглядывать уголки музея, жаль, что времени отведено не так много.

Но вернемся к интересному фото, о котором я упомянула в начале. На снимке изображены прирученные медведи, которых поят из лейки водой, а левее расположено деревянное здание, которое является тюремной избой. Эта фотография сделана в сентябре 1899 года, во время той самой Амурско-Приморской выставки.

Рядом расположены другие старые снимки. Вот, например, воины десятого Восточно-Сибирского линейного батальона идут по улице Тихменевской.

Наталья Купалова показывает разные старинные карты города, добыты они с трудом. К примеру, карта 1864 года, где еще не вырисовывались названия улиц, а территорию поста Хабаровка только разбили на кварталы. Видны две речки, Чердымовка и Плюснинка.

В 1928-м у нашего СИЗО была своя баржа, затем появился катер. Бригада зэков отправлялась на эти речки за рыбой. Еды на всех не хватало, а продукты тогда выделяли на плановое содержание, то есть по койкам. На самом же деле на одно спальное место приходилось по пять-шесть человек. Поэтому, чтобы прокормиться, учреждение занималось заготовкой рыбы, содержанием свинарников и сельхозполей.

Еще нам показывают красные кирпичи с клеймом в виде буквы «Т», которые производил купец Николай Тифонтай. Такие использовались при строительстве изолятора, а эти, из музейной экспозиции, обнаружены на чердаке корпуса.

Хранительнице истории «тюремного замка» крайне жалко, если этот комплекс сооружений все-таки снесут и построят что-то другое. Ведь это же история, считает она, история нашего города. Хотя и не самая, возможно, приятная. 

Елена Барабанова, Фото автора и пресс-службы УФСИН России по краю