Рубрика: Люди

Или что такое паллиативная помощь

Что делать, когда близкий вам человек или вы сами оказываетесь на пороге смерти? В случаях неизлечимых болезней в продвинутых обществах с такими пациентами работает паллиатолог или онкопсихолог. Эти специалисты пришли не так давно на встречу с горожанами, чтобы ответить на вопросы о смерти, эвтаназии и хабаровском хосписе. 

Киноклубов сейчас в Хабаровске немало. И обычно это место, где ты наслаждаешься просмотром фильма, потом обсуждаешь увиденное с единомышленниками. Однако социальный киноклуб «Вкино» все же не совсем обычный. Автор этого проекта хабаровчанка Аделина Артюшкина выиграла средства на его реализацию на конкурсе всероссийского патриотического форума. И теперь большой проект для творческих людей «Арткрай» пополнился просмотром фильмов с участием экспертов по теме.

Сложное кино

А темы здесь затрагивают, действительно, сложные – миграция, наркозависимость, сиротство или педофилия. По словам Аделины, на некоторые просмотры люди, сначала заявившись, потом не приходили: объяснили часто так – мол, эту тему они просто не хотели бы обсуждать, слишком сложно и болезненно... 

И все же тем, кому это интересно, обычно уходят после встреч с новыми знаниями, а некоторые, говорят, даже стали волонтерами! 

И вот новый кинопоказ – фильм «Это всего лишь конец света» (18+), снятый во Франции в 2016 году. В его основе – одноименная пьеса (18+) французского драматурга Жан-Люка Лагарса. Эта история примечательна тем, что неизлечимо больной автор описал то, что он переживал, узнав о своем фатальном недуге. Пьесу с камерными диалогами на экране воплотил молодой канадский режиссер Ксавье Долан, «приправив» историю звездным составом актеров, популярной музыкой и красивой операторской работой.

Ну а после фильма всех ждал непростой разговор о проблемах неизлечимой болезни, хосписов и паллиативной помощи. Авторы проекта были приятно удивлены: поговорить с экспертами об этом решилось больше десятка хабаровчан. 

В проведении государственной семейной политики роль семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия. Из «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года». 

Сначала мнением о фильме поделилась Ольга Брезгина, онкопсихолог проекта «Психолог рядом».

– Это была аллегория. Герой сказал: «Я ухожу». Мы все для смерти подбираем слова, нам больно, поэтому мы говорим: он ушел, я потерял... Но ведь никто никого не потерял. Кто потерялся, тот найдется. А человек умирает. Увы, в фильме не случилось той близости с родственниками, в которой главный герой мог бы побыть, сказать самую главную вещь в его жизни. Поэтому когда мы умираем, то еще более беззащитны, чем при рождении. В отличие от младенца, мы понимаем, что происходит, – говорит Ольга. 

Куда обращаться

И в таких ситуациях, как в фильме, специалисты советуют обратиться в паллиативный центр или к онкопсихологам.

Благо, у нас есть теперь куда пойти. Правда, хабаровский центр паллиативной помощи «Дом на Ильича» – пока единственное заведение подобного типа на весь Дальний Восток! Что такое паллиативная помощь? Это сопровождение пациента на последнем этапе неизлечимой болезни, а также поддержка близких больного. Такая поддержка нужна, когда человека уже бессмысленно лечить, но за ним по-прежнему нужно ухаживать, обезболивать и облегчать страдания. И при этом самому как-то не сломаться, не очерстветь или не сойти с ума...

С прошлого года хабаровский хоспис заработал в режиме выездных паллиативных бригад, которые действуют в Хабаровске и Хабаровском районе. Услуга эта не бесплатная, скажем, только за приезд медсестры на полтора часа по нынешнему прейскуранту, указанному на сайте, вы заплатите две тысячи. А стационар «Дома на Ильича» рассчитан на 15 пациентов. Для них предусмотрен профессиональный медуход, круглосуточный мониторинг состояния пациента с применением современного паллиативного оборудования. Но в конце прошлого года, как мы поняли, стационар еще не работал в запланированном режиме.... 

Быть рядом 

О своей работе горожанам рассказала и завотделением выездных бригад центра «Дом на Ильича» Елена Коновалова. Она и сама трудилась в поликлинике паллиативным врачом, выезжая на дом к лежачим пациентам. И общее впечатление такое: не только этим больным тяжело, но и их родственникам – почти всегда это эмоционально обесточенные, истощенные своим горем люди. При этом они метались, не знали, куда деться, как вести себя с больным. Из-за чего пациент фактически оставался брошенным. 

В эти ситуации и призван вмешиваться паллиатолог. Он начинает «тормошить» родственников и пациента. Рассказывать, что и в каком порядке нужно выполнять. А когда человек занят, ему становится проще и лучше, в голове и душе. Хотя, конечно, подчеркивает Елена Геннадьевна, у каждого случая своя программа помощи пациенту и людям из его окружения. 

После работы паллиотолога к процессу часто присоединяется онкопсихолог.

Хабаровский центр паллиативной помощи «Дом на Ильича»: ул.  Ильича, 2, тел.: 8 (4212) 555-112. Сайт: www.pallium.ru.

– Что происходит с нами, с онкопсихологами? Мы выступаем «соломинкой», «подушкой безопасности», потому что когда человек находится рядом с умирающим, он нуждается в ресурсе. Это умение напитать себя чем-то положительным, когда затраченные силы нужно восполнять. Ведь это мужество – быть с пациентом, который умирает. Человек может выдержать любое тяжелое испытание, если он знает, ради чего он это делает, – рассказывает психолог, член общественной палаты края Наталья Понукарина.

Всё равно жизнь!

Например, Ольга Брезгина рассказывает про 84-летнего пациента, который разрешает о себе рассказывать на таких встречах. Мужчина очень переживает из-за того, что заболел раком. Работал урановым геологом, из всех своих коллег один дожил до такого возраста. И все равно было много планов, ведь заболевший очень активный, красивый, стильный мужчина. А когда плакал, врачам объяснял – это не потому что боится умереть. Ему страшно – как без него будут жить жена и дочери?... 

В таких случаях онкопсихологи учат расставаться и объясняют, что вообще нужно сделать, прежде чем «сыграешь в ящик».

Елена Геннадьевна подтверждает: уже на раннем этапе часто приходится говорить с пациентом о том, как нужно завершить все дела. Ведь никто не знает, когда он умрет с точностью до минуты. Процесс умирания – это все равно жизнь, паллиативные доктора и онкопсихологи стараются, чтобы пациенты продолжали, насколько это возможно, все же жить своей жизнью.

К чему не готовы в России 

Оказывается, помощь нужна не только пациенту и его близким, но и паллиативному персоналу, который с ними работает. Пессимистам в этой профессии долго не продержаться. Поэтому специалисты знают, как быть, когда эмоциональные резервы истощаются.

К примеру, Елена Коновалова восполняет их общаясь с семьей, детьми, друзьями. Заботы о собаке приносят немало радости. Не забывайте про хобби и спорт. Все это подпитывает человека положительными эмоциями.

Для Натальи Понукариной такими источниками позитива являются опера, непальские поющие чаши и еще игра на шаманском бубне! По ее словам, 80% профессионализма психолога – умение находить свои точки опоры. 

Из зала позвучало два вопроса. Нужно ли обговаривать заранее с родственниками, как они хотят уйти из жизни? По словам Ольги Брезгиной, в России нет такой культуры, но вообще это можно обсуждать. Для умершего это уже не будет иметь значения, а вот для его близких – да. 

Что касается эвтаназии, то в нашей стране, по словам Коноваловой, тоже нет такой культуры. Во-первых, по закону это запрещено. А, во-вторых, полагает медик, если это разрешить, появится очень много случаев злоупотреблений. А ведь любая ошибка или преступление здесь ведут к смерти...

К слову, этот кинопросмотр и обсуждение оказались последними и для социального киноклуба. Он продолжил жизнь – но уже в новом, коммерческом формате. Однако, уверена, прерванный разговор на такие важные темы хабаровчанам важен. Но будет ли продолжен? 

Елена Барабанова