Рубрика: Культура

В начале сентября в Дальневосточном художественном музее открылась выставка (6+), посвященная 150-летию со дня рождения Владимира Клавдиевича Арсеньева – путешественника, этнографа, писателя, личности столь многосторонней, что трудно перечислить все виды его деятельности. 

Родившегося в столичном Петербурге Владимира Арсеньева по праву считают дальневосточником. За 30 лет работы в регионе он лично возглавил около десятка только крупных экспедиций, не считая кратких походов во главе воинских команд и участия в борьбе с хунхузами.

Окончив Петербургское пехотное юнкерское училище, Арсеньев подал прошение о переводе на почти не изученный в то время Дальний Восток, и в 1900 году его перевели в 1-й Владивостокский крепостной пехотный полк. В своих дневниках Владимир писал: «Когда мечта моя сбылась, и я выехал на Дальний Восток, сердце мое от радости замирало в груди». 

Увеличить посещаемость учреждений культуры на 15% к 2024 году – такова одна из главных целей нацпроекта «Культура».Увеличить посещаемость учреждений культуры на 15% к 2024 году – такова одна из главных целей нацпроекта «Культура».

В 1910–1919 годах Владимир Арсеньев параллельно с военной службой работал директором Хабаровского краеведческого музея. После переезда во Владивосток в начале 1920-х годов Арсеньев заведовал этнографическим отделом Приморского музея, который сегодня носит его имя. В те годы ученый побывал на Камчатке, Командорских островах, прошел по маршруту Советская Гавань – Хабаровск. Он преподавал и читал выездные лекции, консультировал кинематографистов и писал книги. Умер Владимир Клавидиевич 4 сентября 1930 года от пневмонии, которой заболел в экспедиции. Часто цитируют одно из его последних писем: «Мое желание – закончить обработку своих научных материалов и уйти, уйти подальше, уйти совсем – к Дерсу!»

Дальний Восток, неизведанная земля с уникальной природой, сложными условиями и удаленностью от центра, притягивал не только исследователей и путешественников, но и всегда был источником вдохновения для людей творческих – писателей, художников.

Работы, представленные на выставке в ДВХМ, позволят увидеть этот край глазами художников – современников Арсеньева: Владивосток 30-х годов на картинах московского живописца г.Г. Нисского и ленинградского художника г.Б. Алексеева, служивших на Дальнем Востоке. Старый Хабаровск и таежные уголки Приамурья – излюбленные темы А.В. Шишкина, человека, судьба которого во многом схожа с судьбой Арсеньева. Коренной москвич, приехав на Дальний Восток, остался здесь до конца жизни, участвовал в знаменитой Хорско-Анюйско-Самаргинской комплексной экспедиции 1946 года, был влюблен в дальневосточную природу и обрел в Хабаровске вторую родину. 

Желание увидеть дикую, хранящую множества тайн приамурскую тайгу послужило поводом для многочисленных этнографических экспедиций Лесючевских – ленинградской художницы Ольги и ее мужа Владимира, искусствоведа, художника, этнографа и археолога. Художник и научный сотрудник Дальневосточного художественного музея г.В. Гусак, выезжая в районы Хабаровского края, собрал удивительную коллекцию народного искусства и оставил многочисленные пейзажные зарисовки, портреты и картины о жизненном укладе малых народов Приамурья.

«Певцом Уссурийской тайги» называли художника В.Г. Шешунова. Пейзажист, ученик знаменитого И. Шишкина, он, как и Арсеньев, по велению сердца приехал на Дальний Восток, чтобы остаться здесь навсегда и посвятить свое творчество неповторимой природе Приморского края. Вавра Франтишек, чех по национальности, в период Первой мировой войны был в России, оказался во Владивостоке. В 1920-е годы, одновременно с Арсеньевым, находился на Камчатке. Улицы Петропавловска на его акварелях – видимо, те, по которым ходил и Владимир Клавдиевич. 

Художник И.Ф. Палшков, учившийся рисованию в Петербурге, куда был направлен «Землячеством Хабаровска», в 1918 году вернулся на Дальний Восток. Жил и работал в «арсеньевских» местах – Никольске-Уссурийском, Краскино, Сучане. Помимо живописи серьезно занимался энтомологией и открыл два вида бабочек. 

В.Н. Высоцкий – коренный дальневосточник, охотник, знавший и любивший местную тайгу. Любимые герои его произведений – коренные жители Приамурья и первозданная природа этого края. Дальний Восток стал уникальным материалом для достоверного создания монументально-эпических пейзажей. 

Художники следующего поколения – И.С. Петухов, В.П. Степанов, А.М. Федотов, Н.Ф. Чайкин приехали в свое время в Хабаровск из разных уголков России. Всех этих людей объединяет беззаветная любовь к величественной и фантастической дальневосточной природе. Благодаря этой любви мы и сейчас можем прикоснуться к тайне необыкновенной земли.

Ольга Коновалова, завотделом ДВХМ