Электронный архив печатной версии еженедельной газеты «Хабаровский Экспресс».

Гранд Экспресс

Актуальная тема

Свежий номер

22-29 ноября, №48(1263)
22-29 ноября, №48(1263)

ПролистатьВесь номер

Актуальная тема

Дорогая моя дорога

Комментировать

Искусство в разрухе: музей трещит по швам

Искусство в разрухе: музей трещит по швам
23.08.2017
Дальневосточный художественный музей переживает сейчас настоящий кризис – в учреждении борются сразу с несколькими проблемами, которые без участия представителей власти разрешить просто невозможно. Ситуация обострилась до такой степени, что сотрудники ДВХМ всерьёз стали переживать за сохранность уникальной коллекции произведений искусства. Здание музея «трещит по швам» как в прямом, так и в переносном смысле. Только вот чиновники обращения в свой адрес предпочитают игнорировать.
В здание, которое расположено на улице Шевченко, Дальневосточный художественный музей переехал ровно четверть века назад – в 1992 году. Это было по-настоящему радостное событие для всех сотрудников. До этого, почти 90 лет, учреждение располагалось в бывшей синагоге. Новые помещения оказались куда более просторными, да и история здания добавляла музею ещё больше значимости. Кроме того, бывшее Военное собрание было хорошо отремонтировано – его привели в порядок специально к переезду сотрудников музея и его фондов.
Здание, в стенах которого сейчас располагается учреждение, строилось по проекту архитектора Владимира Григорьевича Мооро, оно было возведено в 1887 году. Согласно историческим источникам, на первом этаже сооружения размещались зал со сценой, две малые гостиные, столовая с буфетом, приёмная, комнаты для музыкантов и туалетная. На втором этаже – комнаты для карточных игр, библиотека и бильярдная. В цоколе были обустроены комнаты для прислуги, повара, а также кладовые.
В первоначальном своём облике Военное собрание просуществовало чуть меньше 30 лет – перестройка длилась с 1914 по 1916 год. Автором нового проекта выступил Николаев-Труханин. Старое здание попытались вписать в новый ансамбль и это успешно получилось. Благодаря реконструкции сооружение выросло вверх до трёх этажей. Крышу украсили четырёхгранные шатры. Кроме того, к зданию пристроили новый двухэтажный корпус с мощным куполом.

 
В тесноте…
Время идёт, разрастаются и фонды. Так, при переезде количество единиц хранения составляло около трёх тысяч, но сейчас эта цифра увеличилась до 16 тысяч. В запасниках хранится уникальные коллекции русского, западного и национального искусства. Только вот места под все произведения категорически не хватает. Дошло до того, что сотрудники музея вынуждены переносить старинные полотна к себе в кабинеты! Естественно, подобное решение не идёт на пользу произведениям, но другого выхода сейчас просто нет.
От нехватки свободных площадей страдают не только картины и скульптуры. В музее в принципе отсутствуют реставрационные мастерские, специалисты вынуждены ютиться в небольшой комнатке, где практические невозможно работать с монументальными живописными произведениями. Не хватает места и на организацию тех пространств, без которых сейчас сложно представить современный музей. Например, мало кто знает, но на базе ДВХМ есть единственная на Дальнем Востоке библиотека искусства. Только вот отсутствует читальный зал, а поэтому доступна она исключительно для художников и преподавателей, хотя должна быть публичной.
– Сегодня к музею люди предъявляют другие требования, нежели раньше. Так, сейчас в учреждениях должны быть комнаты отдыха для детей, которые пришли со своими родителями. Кроме того, в музеях нужны кафе, бары – это мировая практика. Необходимы торговые галереи, где продают продукты, произведённые в регионе, сувениры, народное искусство. У нас ничего этого нет и при нынешнем положении дел не предвидится, – поделилась с корреспондентом сайта Habinfo.ru директор Дальневосточного художественного музея Валентина Запорожская.

 
Недоступное искусство
Сейчас в ДВХМ хранится огромное количество редких и ценных произведений. Не каждый российский музей может похвалиться, что в его фондах есть картины Паоло Веронезе – в запасниках находится произведение «Блудница перед Христом». Или, например, шедевр Тициана (прим.ред. – один из девяти в нашей стране).
Также есть картина итальянского живописца Бернардо Белотто – очень редкий архитектурный пейзаж «Церковь Санта Мария Маджоре в Риме». Если говорить про советское искусство, это «Дочь рыбака» Петрова-Водкина, Мартирос Сарьян, Игорь Грабарь, Митрофан Греков, Николай Терпсихоров.
Имена это громкие, известны не только искушённым любителям искусства. Вот только увидеть эти произведения в экспозиции у гостей и жителей дальневосточной столицы вряд ли получится в ближайшем будущем. И виной тому опять-таки ограниченное количество площадей.
По словам Валентины Запорожской, всего музей может выставить свои произведения на 1 240 квадратных метрах – это порядка ста картин в постоянной экспозиции. Если переводить количество в проценты, то из 16 тысяч работ, имеющихся в распоряжении учреждения, размещено в залах около 0,1 % шедевров – это капля в море!
– Коллекцию национального искусства, около 3 тысяч произведений, хранящуюся в Дальневосточном художественном музее, можно также назвать уникальной. Малочисленный народности, традиционно живущие в регионе, заслуживают, чтобы в крае было место, где можно показать их традиционные работы. Мы совершенно не показываем постоянную экспозицию художников Дальнего Востока и Хабаровского края, а это известные в стране люди. И как-то решить эти вопросы сейчас невозможно, – сказала Валентина Запорожская.
Фактически, как посетовала собеседница, в Хабаровске сейчас нет нормального выставочного зала. Тот, который находится в ведении местного отделения Союза художников России, не отвечает никаким требованиям. Там низкие потолки и скученность. Для того, чтобы хорошо разместить объёмные выставки, нужно не менее двух тысяч квадратных метров. Закрыть эту потребность музей не может, ведь даже на привоз экспозиций из других регионов или стран порой не хватает места.
Это подтвердила недавняя экспозиция японского художника Юкио Кондо, представившего в дальневосточной столице больше ста своих произведений. Свободных площадей оказалось недостаточно, чтобы выставить их все, поэтому пришлось размещать картины мастера в два этапа. Правда, такое проблемное решение удалось подвести под интересную концепцию, которую пришлось придумывать буквально на ходу.

 
Новый корпус
Что же нужно сделать, чтобы решить эти проблемы со свободными площадями? У Запорожской есть на это ответ. Она заранее попросила местных архитекторов дать совет, как выйти из сложившегося положения. В результате родился проект нового корпуса Дальневосточного художественного музея, который должен разместиться в непосредственной близости от существующего ныне здания по улице Шевченко.
– Решили не прислонять новый корпус к зданию музея. Пристройка, по плану, должна сообщаться с главным корпусом подземным переходом. В качестве материалов для нового здания выбрали стекло и бетон. Пристройка должна не просто расширить площади музея, но и украсить парк имени Муравьёва-
Амурского в частности и город в целом. По ориентировочным оценкам, стоимость возведения составит около 500 миллионов рублей, – рассказала директор ДВХМ.
Архитекторы предложили несколько стилистических решений. Примечательно, что каждое из них не подразумевает исключительное использование объекта как музейного корпуса. На территории вокруг пристройки возможно разместить открытую эстраду, уличный кинотеатр, а также площадку для тематических экспозиций. Однако такое предложение ни в городской, ни в краевой администрации не принимают. Как сказала Запорожская, её просто не слышат. Однако молчать можно долго, а вопрос надо как-то решать.

 
«Хабаровский Эрмитаж»
С позицией официальных властей о недостатке средств можно согласиться – сумма в 500 миллионов рублей действительно очень внушительная. Но только если не вспоминать одну историю, которая началась в Хабаровске ещё в 2009-м году.
Тогда региональные чиновники предложили привести в порядок брошенную постройку по улице Тихоокеанской, она примыкает к зданию краевого суда. На предложение власть имущих Валентина Запорожская согласилась и начала строить планы на новые площади. Разместить в обновлённом здании собирались галерею современного искусства.
– В «Северном» живут около 40 тысяч студентов, много школьников. Поэтому я мечтала, что там будет галерея современного искусства, оборудованная по последнему слову. Хотела там разместить фонды, современные реставрационные мастерские. В планах было проводить балы для студентов, организовывать конкурсы ледяных скульптур. Разместить кафе, библиотеки, интернет-аудитории, коворкинг-зону и многое другое. Это должно было стать настоящим культурным центром и местом притяжения молодёжи, – поделилась Валентина Запорожская.
Рядом с галереей современного искусства собирались разбить небольшой парк.
По документам, который разрабатывали специалисты компании «Промпроект», реконструкция стоила как раз 500 миллионов рублей. Деньги выделили, и работа на объекте закипела. Только вот продолжалась бурная деятельность очень недолго.
В том же 2009-м году стройка была законсервирована. При этом, как сказала директор Дальневосточного художественного музея, чиновники отрапортовали, что средства успешно освоили. Об объекте вспомнили в 2014 году – на тот момент министр культуры Хабаровского края Александр Федосов пообещал, что галерею должны сдать в 2015-2016-м годах, но этого так и не произошло.
Новый культурный объект должен был стать центром притяжения молодёжи.
Что же было сделано на эти 500 миллионов? Были восстановлены перекрытия, местами уложена стяжка, установлен навесной фасад, вставлены стеклопакеты. Только вот за годы простоя все старания строителей сошли на нет. Как призналась Валентина Запорожская, она недавно посещала объект и увидела удручающую картину.
Так, часть конструкций пришла в негодность, а стены толстым слоем покрыл грибок. Подобные условия, даже если привести всё в порядок, могут быть опасны для произведений искусства. Грибок уже не вывести. Картины она туда перевезти не даст, и что теперь будет со зданием – неизвестно.

 
Консервация
Есть у музея ещё одна серьёзная проблема и решать её нужно, пожалуй, оперативнее, чем все остальные. Дело в том, что при строительстве здания Военного собрания не учли один важный момент – это грамотный отвод грунтовых вод. В результате за долгие годы потоки подмыли фундамент, из-за чего по стенам пошли трещины. Страдает и фасад здания – хабаровчане наверняка заметили ограждение вокруг музея, которое выполнено красной лентой. Дело в том, что начала отваливаться старинная лепнина. Здание музея надо спасать, причём оперативно.
Единственный вариант, который есть у сотрудников учреждения, – это консервация. Но какие последствия она принесёт и сколько продлится, пока неизвестно. Затраты на ремонт пока также просчитываются.
– Понимаете, что такое консервация? Это значит, что состояние будет как после бомбёжки. Придётся сбивать лепнину и демонтировать другие элементы декора. И одно из самых красивых зданий в Хабаровске уже не сможет отличаться своим оформлением. Но и не сбивать её мы не можем – иначе куском фасада может просто кого-нибудь убить. Да, всё в конечном итоге реконструируют, но это уже вопрос времени и денег. К сожалению, сколько бы мы не тянули, к этому вопросу придётся возвращаться, – с грустью сказала Валентина Запорожская.
Больше всего директор Дальневосточного художественного музея боится за сохранность фондов. Непонятно, как во время ремонта будет обеспечиваться безопасность дорогостоящих шедевров, их же просто «под шумок» могут вывезти. Соответственно, нужно решать вопрос с переносом фондов в другое место, а это огромные траты. По словам собеседницы, ситуация просто аховая. Нужна заинтересованность краевых властей, а её Запорожская не видит.

 
Где взять деньги?
Как уже было сказано выше, на сегодняшний день в Дальневосточном художественном музее числится 16 тысяч единиц хранения, благодаря чему он получил вторую категорию. Конечно, это не Государственный Эрмитаж или Третьяковская галерея, где экспонаты считают миллионами, но на уровне страны весьма неплохо. Если говорить про региональный уровень, то в ДФО Дальневосточный художественный музей является самым крупным. Кроме того, он несёт функцию методического центра.
Обязанностей масса, только финансирования очень сильно не достаёт. На всех уровнях заявляют, что денег нет. Дефицит средств также наблюдается и на
межмузейную деятельность. Фактически, выставки из других регионов или стран привозятся в Хабаровск за счёт отправителя – этим и обусловлены внушительные цены на билеты. Например, чтобы посмотреть уникальную экспозицию микроминиатюр «Сибирский левша», придётся выложить больше 300 рублей. И автора можно понять – транспортные расходы и страховка обходятся сейчас в весьма внушительную сумму.
Особенно обидно наблюдать такую ситуацию в дальневосточной столице, если сравнивать с соседним Приморьем. Там не так давно открыли свои филиалы Эрмитаж и Третьяковка, под них специально выделили отдельные здания. Кроме того, местные музейщики не раз возили свои коллекции за рубеж или по России – их хабаровские коллеги о таком могут только мечтать. Из примеров: соседи весной участвовали в сводной выставке «Золотая карта России», которая проходила в Москве. ДВХМ также приглашали представить свою коллекцию, но денег на поездку никто не дал.
– Из-за нехватки средств мы до сих пор не можем привести в порядок работу «Чудесное насыщение хлебами» Бенвенуто Тизи – картину размером 3 на 4 метра. Посещаемость упала, у людей денег нет, поэтому дело встало. А нужно на эту картину без малого 300 тысяч рублей. Мы даже просили простых хабаровчан помочь деньгами на реставрацию, но отклика не получили. К Новому году мы это произведение точно не выставим, – с горечью сказала Валентина Запорожская.
Финансирование Дальневосточного художественного музея ограничено – на все позиции денег не хватает. Средства выделяют на заработную плату работников и содержание здания. Это немногим больше 30 миллионов рублей. Ещё около 7 миллионов зарабатывает на билетах сам музей, что очень немного. За эти деньги, например, музей обязан приобретать в свои перегруженные фонды новые картины. Но это лишь одна статья расходов, а их десятки.
– Для края это очень большая сумма. Но если смотреть с позиции, что мы охраняем, – мизер. Ничто не измерит духовное просвещение. Нам нужно именно воспитывать. Никто недооценивает того, что воспитание любви к искусству – это тоже патриотизм. Нужно, чтобы хабаровчане гордились тем, что есть у них в городе. А пока Владивосток больше похож на столицу Дальнего Востока, чем наш краевой центр, – отметила собеседница.

 
Перспективы
Однако у Хабаровска ещё есть шанс заявить о себе на федеральном уровне. Благодаря стараниям Валентины Запорожской получен положительный ответ об открытии филиала Государственного Русского музея. Согласие на это дал его директор Владимир Гусев. Но для того, чтобы это произошло, необходимо волевое политическое решение местных чиновников – без него нельзя решить вопрос с поиском или строительством нового здания. «Русский музей» не будет финансировать строительство, но сможет предоставить свои фонды.
– Я не знаю, есть ли в стране ещё художественные музеи, к которым относились бы также, как к нашему. Обычно, если учреждению нужно здание, то ему его дают, и после начинается сбор каких-то экспонатов. Мы же располагаем уникальной коллекцией! Как же так, что мы не можем показать шедевры, которые у нас хранятся?! Нужно, чтобы в крае был большой музей. Площадь должна быть не меньше 16 тысяч квадратных метров – тогда люди смогли бы увидеть не 0,1 % произведений, которые у нас хранятся, а хотя бы 10 %. Я очень обеспокоена нынешним положением дел, – подытожила

Валентина Запорожская.
Александр Янышев

Возврат к списку

Комментировать актуальную тему

Ф.И.О.*
E-mail*
Текст комментария*
Защита от автоматического заполнения
 
Введите символы с картинки*
 

* - обязательные поля

Погода: -20, 3 м/c Ю-З

24.11
вечер
-19..-21
3 м/c  Ю-З
25.11
день
-15..-17
3 м/c  Ю

Курсы валют

USD, ЦБ РФ
58.4622 -0.5439
EUR, ЦБ РФ
69.1783 -0.2247
JPY, ЦБ РФ
52.5621 -0.0961
CNY, ЦБ РФ
88.8024 -0.3805

© 2010 – 2017, ООО "ИД "Гранд Экспресс"

Хабаровский новостной портал Habex.ru Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-45704 от 05 июля 2011 года выдано Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и маcсовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Наши издания | Реклама | Письмо в редакцию | Подписка и распространение | Вакансии Разработано в ООО "Лол"

Яндекс.Метрика